Скептицизм как глобальный феномен. Есть ли жизнь после жизни? Пол Куртц (“Искушение потусторонним”) Пол куртц уговаривал пленных

Пол Куртц
англ. Paul Kurtz

Пол Куртц
Дата рождения 21 декабря (1925-12-21 )
Место рождения Ньюарк , Нью-Джерси , США
Дата смерти 20 октября (2012-10-20 ) (86 лет)
Место смерти США
Страна США США
Научная сфера философия
Место работы
  • Университет штата Нью-Йорк в Буффало
Альма-матер
  • Нью-Йоркский университет
  • Колумбийский университет
Награды и премии
Сайт paulkurtz.net
Пол Куртц на Викискладе

Почётный профессор Университета штата Нью-Йорк в Буффало, председатель Совета по светскому гуманизму , основатель журнала Free Inquiry и Комитета по научному расследованию заявлений о паранормальных явлениях .

Ранние годы жизни

Куртц родился в Ньюарке, штата Нью-Джерси в еврейской семье , сын Сары Лессер и Мартина Курца . Получил степень бакалавра в Нью-Йоркском университете , а также степень магистра и доктора философии в Колумбийском университете . Курц придерживался левых взглядов в молодости, но служба в армии США во время Второй мировой войны показало ему, что идеология может оказаться опасной. Он видел концентрационные лагеря Бухенвальда и Дахау после того, как они были освобождены и разочаровался в коммунизме , когда столкнулся с русскими подневольными рабочими, которые были доставлены силой в нацистскую Германию , но в конце войны отказались возвращаться в Советский Союз .

Светский гуманизм

Куртц в значительной степени повлиял на секуляризацию гуманизма . До того, как Куртц стал использовать термин светский гуманизм , он воспринимался как религия (или псевдо религия), которая не включает сверхъестественное, так как изначально, этот термин получил широкую известность через христиан-фундаменталистов в 1960-х годах. Это можно увидеть в первой версии оригинального гуманистического манифеста , который ссылается на популярную книгу «Гуманизм: Новая религия», написанную в 1930-м году Чарльзом и Кларой Поттер.

Куртц использовал публичность, созданную фундаменталистами , для того, чтобы увеличить количество членов Совета по светскому гуманизму , а также лишил движение религиозных аспектов, которыми была наделена начальная версия. Он основал Центр исследований (англ.) русск. в 1991 году. В настоящее время существует около 40 центров и обществ во всем мире, в том числе в Лос-Анджелесе, Вашингтоне, Нью-Йорке, Лондоне, Амстердаме, Варшаве, Москве, Пекине, Хайдарабаде, Торонто, Дакаре, Буэнос-Айресе и в Катманду.

Критика паранормальных явлений

Ещё один аспект наследия, оставленного Куртцем, это критика паранормальных явлений . В 1976-м году, комитет по научному расследованию сообщений о паранормальных явлениях (CSICOP) начал выпуск журнала «Skeptical Inquirer». Так же, как и Мартин Гарднер , Карл Саган , Айзек Азимов , Джеймс Рэнди , Рэй Хайман и многие другие, Куртц был популяризатором научного скептицизма и критического мышления .

Что касается основателей современного скептического движения, Рей Хайман утверждает, что в 1972-м году, он, вместе с Джеймсом Рэнди и Мартином Гарднером хотели сформировать комитет под названием S.I.R (Sanity In Research). Но ни у кого из них не хватало опыта управления. Вскоре, к ним присоединился Марчелло Труцци , который предоставил структуру работы комитета. Труцци привлек к проекту Пола Куртца и в 1976-м году они сформировали CSICOP .

Куртц писал:

Постоянство проявлений паранормальных явлений, я полагаю, связано с трансцендентным искушением. В моей книге с таким же названием, я представляю тезис, что паранормальные и религиозные явления имеют аналогичные функции в человеческом опыте. Они являются выражением тенденции принимать магическое мышление . Это искушение имеет такие глубокие корни в человеческом опыте и культуре, что оно постоянно вновь заявляет о себе.

Оригинальный текст (англ.)

Explanation for the persistence of the paranormal, I submit, is due to the transcendental temptation. In my book by that name, I present the thesis that paranormal and religious phenomena have similar functions in human experience; they are expressions of a tendency to accept magical thinking. This temptation has such profound roots within human experience and culture that it constantly reasserts itself .

Евпраксофия

Куртц ввел термин - «eupraxsophy» (евпраксофия), для описания таких философий, как светский гуманизм и конфуцианство , которые не опираются на веру в трансцендентное или сверхъестественное. Евпраксофия является нерелигиозной философией или мировоззрением, которое подчеркивает, насколько важно жить яркой и нравственной жизнью, опираясь на такие рациональные методы, как логика, наблюдение и наука (а не вера, мистицизм или откровение). Само слово составлено из греческих слов «добро», «практика», «мудрость». Евпраксофии, как и религии, являются всеобъемлющими по своему мировоззрению, но отказываются от сверхъестественной компоненты религии и избегают «трансцендентного искушения», как выразился Куртц .

Примечания

  1. Юрий Чёрный. Современный гуманизм. Аналитический обзор. Часть 2. (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 26 декабря 2008.

Почётный профессор университета штата Нью-Йорк в Буффало, председатель Совета по светскому гуманизму, основатель журнала Free Inquiry и глава Комитета по научному расследованию сообщений о паранормальных явлениях (CSICOP - Committee for the Scientific Investigation of the Claims of Paranormal ).

Библиография

  • «Философские эссе о прагматическом натурализме» («Philosophical essays in pragmatic naturalism», 1990),
  • «В защиту светского гуманизма» («In defense of secular humanism», 1984),
  • «Запретный плод: этика гуманизма» («Forbidden fruit: the ethics of humanism», 1987; - рус. пер. - 1993),
  • «Искушение потусторонним» («The transcendental temptation: a critique of religion and the paranormal», 1986; рус. пер. - 1999),
  • «Мужество стать: ценности гуманизма» («The courage to become: the virtues of humanism», 1997; рус. пер. - 2000),
  • «Евпраксофия: жизнь без религии» («Eupraxofy: living without religion», 1989),
  • «Полнота жизни» («The fullness of life», 1974),
  • «Гуманистический манифест 2000: призыв к новому планетарному гуманизму» («Humanist Manifesto 2000: A call for a new planetary humanism», 2000; рус. пер. - см.: 11)
  • «Навстречу новому Просвещению: философия Пола Куртца» («Toward a new Enlightenment: the philosophy of Paul Kurtz», 1994),
  • «Решимость и состояние человека» («Decision and the condition of man», 1965),
  • «Новый скептицизм: исследование и надёжное знание» («The new scepticism: inquiry and reliable knowledge», 1992),

Переводы на русский язык

  • Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма - М.: Рос. гуманист. о-во, 2000.
  • Куртц П. Новый скептицизм: Исследование и надежное знание // Пер. с англ. и предисл. В. А. Кувакина. - М.: Наука, 2005. - 306 с. ISBN 5-02-033810-9
  • Куртц П. Искушение потусторонним - М.: Академический Проект, 1999.
  • Куртц П. Запретный плод: Этика гуманизма. - Изд. 2, исправленное - М.: Рос. гуманист. о-во, 2002.
США

Почётный профессор Университета штата Нью-Йорк в Буффало, председатель Совета по светскому гуманизму , основатель журнала Free Inquiry и Комитета по научному расследованию заявлений о паранормальных явлениях .

Ранние годы жизни

Куртц родился в Ньюарке, Нью-Джерси, сын Сары Лессер и Мартина Курца . Получил степень бакалавра в Нью-Йоркском университете , а также степень магистра и доктора философии в Колумбийском университете . Курц придерживался левых взглядов в молодости, но служение в армии США во время Второй мировой войны показало ему, что идеология может оказаться опасной. Он видел концентрационные лагеря Бухенвальда и Дахау после того, как они были освобождены и разочаровался в коммунизме , когда столкнулся с русскими подневольными рабочими, которые были доставлены силой в нацистскую Германию , но в конце войны отказались возвращаться в Советский Союз .

Светский гуманизм

Куртц в значительной степени повлиял на секуляризацию гуманизма . До того, как Куртц стал использовать термин светский гуманизм , он воспринимался как религия (или псевдо религия), которая не включает сверхъестественное, так как изначально, этот термин получил широкую известность через христиан-фундаменталистов в 1960-х годах. Это можно увидеть в первой версии оригинального гуманистического манифеста , который ссылается на популярную книгу «Гуманизм: Новая религия», написанную в 1930-м году Чарльзом и Кларой Поттер.

Куртц использовал публичность, созданную фундаменталистами , для того, чтобы увеличить количество членов Совета по светскому гуманизму , а также лишил движение религиозных аспектов, которыми была наделена начальная версия. Он основал Центр исследований (англ.) русск. в 1991 году. В настоящее время существует около 40 центров и обществ во всем мире, в том числе в Лос-Анджелесе, Вашингтоне, Нью-Йорке, Лондоне, Амстердаме, Варшаве, Москве, Пекине, Хайдарабаде, Торонто, Дакаре, Буэнос-Айресе и в Катманду.

Критика паранормальных явлений

Ещё один аспект наследия, оставленного Куртцем, это критика паранормальных явлений . В 1976-м году, комитет по научному расследованию сообщений о паранормальных явлениях (CSICOP) начал выпуск журнала «Skeptical Inquirer». Так же, как и Мартин Гарднер , Карл Саган , Айзек Азимов , Джеймс Рэнди , Рэй Хайман и многие другие, Куртц был популяризатором научного скептицизма и критического мышления .

Что касается основателей современного скептического движения, Рей Хайман утверждает, что в 1972-м году, он, вместе с Джеймсом Рэнди и Мартином Гарднером хотели сформировать комитет под названием S.I.R (Sanity In Research). Но ни у кого из них не хватало опыта управления. Вскоре, к ним присоединился Марчелло Труцци , который предоставил структуру работы комитета. Труцци привлек к проекту Пола Куртца и в 1976-м году они сформировали CSICOP .

Куртц писал:

Постоянство проявлений паранормальных явлений, я полагаю, связано с трансцендентным искушением. В моей книге с таким же названием, я представляю тезис, что паранормальные и религиозные явления имеют аналогичные функции в человеческом опыте. Они являются выражением тенденции принимать магическое мышление . Это искушение имеет такие глубокие корни в человеческом опыте и культуре, что оно постоянно вновь заявляет о себе.

Оригинальный текст (англ.)

explanation for the persistence of the paranormal, I submit, is due to the transcendental temptation. In my book by that name, I present the thesis that paranormal and religious phenomena have similar functions in human experience; they are expressions of a tendency to accept magical thinking . This temptation has such profound roots within human experience and culture that it constantly reasserts itself .

Евпраксофия

Куртц ввел термин - «eupraxsophy» (евпраксофия), для описания таких философий, как светский гуманизм и конфуцианство , которые не опираются на веру в трансцендентное или сверхъестественное. Евпраксофия является нерелигиозной философией или мировоззрением, которое подчеркивает, насколько важно жить яркой и нравственной жизнью, опираясь на такие рациональные методы, как логика, наблюдение и наука (а не вера, мистицизм или откровение). Само слово составлено из греческих слов «добро», «практика», «мудрость». Евпраксофии, как и религии, являются всеобъемлющими по своему мировоззрению, но отказываются от сверхъестественной компоненты религии и избегают «трансцендентного искушения», как выразился Куртц .

Напишите отзыв о статье "Куртц, Пол"

Примечания

Библиография

  • «Решимость и состояние человека» («Decision and the condition of man», 1965),
  • «Полнота жизни» («The fullness of life», 1974),
  • «В защиту светского гуманизма» («In defense of secular humanism», 1984),
  • «Искушение потусторонним» («The transcendental temptation: a critique of religion and the paranormal», 1986; рус. пер. - 1999),
  • «Запретный плод: этика гуманизма» («Forbidden fruit: the ethics of humanism», 1987; - рус. пер. - 1993),
  • «Евпраксофия: жизнь без религии» («Eupraxofy: living without religion», 1989),
  • «Философские эссе о прагматическом натурализме» («Philosophical essays in pragmatic naturalism», 1990),
  • «Новый скептицизм: исследование и надёжное знание» («The new scepticism: inquiry and reliable knowledge», 1992),
  • «Навстречу новому Просвещению: философия Пола Куртца» («Toward a new Enlightenment: the philosophy of Paul Kurtz», 1994),
  • «Мужество стать: ценности гуманизма» («The courage to become: the virtues of humanism», 1997; рус. пер. - 2000),
  • («Humanist Manifesto 2000: A call for a new planetary humanism», 2000; рус. пер. - см.: 11)

Переводы на русский язык

  • Куртц П. - М.: Академический проект , 1999.
  • Куртц П. - М.: Рос. гуманист. о-во, 2000.
  • Куртц П. . - Изд. 2, исправленное - М.: Рос. гуманист. о-во, 2002.
  • Куртц П. / Пер. с англ. и предисл. В. А. Кувакина . - М.: Наука , 2005. - 306 с. ISBN 5-02-033810-9

Литература

  • // Здравый смысл . - 2005. - № 2 (35) . - С. 25 .

Отрывок, характеризующий Куртц, Пол

– Это кто? – спросил Петя.
– Это наш пластун. Я его посылал языка взять.
– Ах, да, – сказал Петя с первого слова Денисова, кивая головой, как будто он все понял, хотя он решительно не понял ни одного слова.
Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью. Когда, при начале своих действий, Денисов пришел в Покровское и, как всегда, призвав старосту, спросил о том, что им известно про французов, староста отвечал, как отвечали и все старосты, как бы защищаясь, что они ничего знать не знают, ведать не ведают. Но когда Денисов объяснил им, что его цель бить французов, и когда он спросил, не забредали ли к ним французы, то староста сказал, что мародеры бывали точно, но что у них в деревне только один Тишка Щербатый занимался этими делами. Денисов велел позвать к себе Тихона и, похвалив его за его деятельность, сказал при старосте несколько слов о той верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую должны блюсти сыны отечества.
– Мы французам худого не делаем, – сказал Тихон, видимо оробев при этих словах Денисова. – Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали… – На другой день, когда Денисов, совершенно забыв про этого мужика, вышел из Покровского, ему доложили, что Тихон пристал к партии и просился, чтобы его при ней оставили. Денисов велел оставить его.
Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки.
Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии. Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выбирая ими блох из шерсти и перекусывая толстые кости. Тихон одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки. В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что нибудь особенно трудное и гадкое – выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, – все указывали, посмеиваясь, на Тихона.
– Что ему, черту, делается, меренина здоровенный, – говорили про него.
Один раз француз, которого брал Тихон, выстрелил в него из пистолета и попал ему в мякоть спины. Рана эта, от которой Тихон лечился только водкой, внутренне и наружно, была предметом самых веселых шуток во всем отряде и шуток, которым охотно поддавался Тихон.
– Что, брат, не будешь? Али скрючило? – смеялись ему казаки, и Тихон, нарочно скорчившись и делая рожи, притворяясь, что он сердится, самыми смешными ругательствами бранил французов. Случай этот имел на Тихона только то влияние, что после своей раны он редко приводил пленных.
Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину. Теперь Тихон был послан Денисовым, в ночь еще, в Шамшево для того, чтобы взять языка. Но, или потому, что он не удовлетворился одним французом, или потому, что он проспал ночь, он днем залез в кусты, в самую середину французов и, как видел с горы Денисов, был открыт ими.

Поговорив еще несколько времени с эсаулом о завтрашнем нападении, которое теперь, глядя на близость французов, Денисов, казалось, окончательно решил, он повернул лошадь и поехал назад.
– Ну, бг"ат, тепег"ь поедем обсушимся, – сказал он Пете.
Подъезжая к лесной караулке, Денисов остановился, вглядываясь в лес. По лесу, между деревьев, большими легкими шагами шел на длинных ногах, с длинными мотающимися руками, человек в куртке, лаптях и казанской шляпе, с ружьем через плечо и топором за поясом. Увидав Денисова, человек этот поспешно швырнул что то в куст и, сняв с отвисшими полями мокрую шляпу, подошел к начальнику. Это был Тихон. Изрытое оспой и морщинами лицо его с маленькими узкими глазами сияло самодовольным весельем. Он, высоко подняв голову и как будто удерживаясь от смеха, уставился на Денисова.
– Ну где пг"опадал? – сказал Денисов.
– Где пропадал? За французами ходил, – смело и поспешно отвечал Тихон хриплым, но певучим басом.
– Зачем же ты днем полез? Скотина! Ну что ж, не взял?..
– Взять то взял, – сказал Тихон.
– Где ж он?
– Да я его взял сперва наперво на зорьке еще, – продолжал Тихон, переставляя пошире плоские, вывернутые в лаптях ноги, – да и свел в лес. Вижу, не ладен. Думаю, дай схожу, другого поаккуратнее какого возьму.
– Ишь, шельма, так и есть, – сказал Денисов эсаулу. – Зачем же ты этого не пг"ивел?
– Да что ж его водить то, – сердито и поспешно перебил Тихон, – не гожающий. Разве я не знаю, каких вам надо?
– Эка бестия!.. Ну?..
– Пошел за другим, – продолжал Тихон, – подполоз я таким манером в лес, да и лег. – Тихон неожиданно и гибко лег на брюхо, представляя в лицах, как он это сделал. – Один и навернись, – продолжал он. – Я его таким манером и сграбь. – Тихон быстро, легко вскочил. – Пойдем, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами, – вскрикнул Тихон, размахнув руками и грозно хмурясь, выставляя грудь.
– То то мы с горы видели, как ты стречка задавал через лужи то, – сказал эсаул, суживая свои блестящие глаза.
Пете очень хотелось смеяться, но он видел, что все удерживались от смеха. Он быстро переводил глаза с лица Тихона на лицо эсаула и Денисова, не понимая того, что все это значило.
– Ты дуг"ака то не представляй, – сказал Денисов, сердито покашливая. – Зачем пег"вого не пг"ивел?
Тихон стал чесать одной рукой спину, другой голову, и вдруг вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку, открывшую недостаток зуба (за что он и прозван Щербатый). Денисов улыбнулся, и Петя залился веселым смехом, к которому присоединился и сам Тихон.
– Да что, совсем несправный, – сказал Тихон. – Одежонка плохенькая на нем, куда же его водить то. Да и грубиян, ваше благородие. Как же, говорит, я сам анаральский сын, не пойду, говорит.
– Экая скотина! – сказал Денисов. – Мне расспросить надо…
– Да я его спрашивал, – сказал Тихон. – Он говорит: плохо зн аком. Наших, говорит, и много, да всё плохие; только, говорит, одна названия. Ахнете, говорит, хорошенько, всех заберете, – заключил Тихон, весело и решительно взглянув в глаза Денисова.
– Вот я те всыплю сотню гог"ячих, ты и будешь дуг"ака то ког"чить, – сказал Денисов строго.
– Да что же серчать то, – сказал Тихон, – что ж, я не видал французов ваших? Вот дай позатемняет, я табе каких хошь, хоть троих приведу.
– Ну, поедем, – сказал Денисов, и до самой караулки он ехал, сердито нахмурившись и молча.
Тихон зашел сзади, и Петя слышал, как смеялись с ним и над ним казаки о каких то сапогах, которые он бросил в куст.
Когда прошел тот овладевший им смех при словах и улыбке Тихона, и Петя понял на мгновенье, что Тихон этот убил человека, ему сделалось неловко. Он оглянулся на пленного барабанщика, и что то кольнуло его в сердце. Но эта неловкость продолжалась только одно мгновенье. Он почувствовал необходимость повыше поднять голову, подбодриться и расспросить эсаула с значительным видом о завтрашнем предприятии, с тем чтобы не быть недостойным того общества, в котором он находился.
Посланный офицер встретил Денисова на дороге с известием, что Долохов сам сейчас приедет и что с его стороны все благополучно.
Денисов вдруг повеселел и подозвал к себе Петю.
– Ну, г"асскажи ты мне пг"о себя, – сказал он.

Петя при выезде из Москвы, оставив своих родных, присоединился к своему полку и скоро после этого был взят ординарцем к генералу, командовавшему большим отрядом. Со времени своего производства в офицеры, и в особенности с поступления в действующую армию, где он участвовал в Вяземском сражении, Петя находился в постоянно счастливо возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого нибудь случая настоящего геройства. Он был очень счастлив тем, что он видел и испытал в армии, но вместе с тем ему все казалось, что там, где его нет, там то теперь и совершается самое настоящее, геройское. И он торопился поспеть туда, где его не было.

Название: Новый скептицизм: Исследование и надежное знание


Пер. с англ. и предисл. В.А. Кувакина
М.: Наука, 2005. - 360 с.
ISBN 5-02-033810-9

Формат: DJVU
Размер: 10,9 Мб

Качество: сканированные страницы
Язык: русский

Книга выдающегося американского ученого и общественного деятеля Пола Куртца посвящена поиску адекватного современной науке и культуре метода познания и мировоззрения. В работе предлагается оригинальная концепция исследовательского скептицизма, а также философско-практическая парадигма мудрости и достойной жизни - евпраксофия. Труд П. Куртца - это продолжение лучших традиций американской и мировой философии. Сочетая критичность и реализм с оптимизмом и решительностью суждений, автор обосновывает способы мышления и систему моральных, политических и экзистенциальных ценностей, более всего отвечающих фундаментальным началам человеческого существа.
Для философов, науковедов.

Часть 1
Скептицизм в историческом измерении
1. Три разновидности скептицизма 18
Нигилизм 20
Умеренный скептицизм.23
Безверие.24
Исследовательский скептицизм.25
2. Исторический обзор.28
Античный скептицизм 28
Софисты.29
Пирронизм.33
Скептицизм Нового времени.48
Умеренный скептицизм.56
Прагматизм 64
Скептическое исследование 71

Часть 2
Исследование и объективность
3. Преодоление эгоцентризма.73
4. Надежное знание 86
Знание как интерсубъективно подтвержденное истинное убеждение. 86
Свидетельства из первых рук 91
Косвенные доказательства.97
Дополнительные свидетельства 102
Гипотетико-дедуктивный метод 105
Аналитические истины.109
Знаю, как.110
Здравый смысл и наука 111
5. Объективность и этика убеждений.117
Объективный метод.117
Сдержанность в убеждении.125

Часть 3
Паранормальное, религия и фантазии
6. Скептицизм и паранормальное.134
Определение паранормального 134
Перевоплощение 148
Воспоминания детей 152
Возвращение к прошлым жизням с помощью гипноза 155
Дебаты о гипнозе.162
Концептуальные трудности.166
Исцеление верой.168
Библейские чудеса 170
Чудесные исцеления в Лурде 175
Современные исследования случаев исцеления.177
Эдгар Кейс: парапсихологическая диагностика болезней 185
Заключение.188
7. Религиозное неверие 190
Игтеизм.191
Атеизм.195
Апелляция к опыту 202
Дедуктивные доказательства 208
Позитивные основания атеизма 215
Агностицизм.217
Религия как образ жизни.220
Моральные доводы в пользу религии.223
Социологический довод: культурный релятивизм и этническая
лояльность 226
Эстетические доводы 228
Экзистенциально-психологические доводы: эффект плацебо.230
8. Фантазии и иллюзии 232
Психология верования.232
Предрасположенности, склонности и желания 246
Желание узнать будущее.246
Желание быть здоровым.250
Стремление к сексуальному удовлетворению.251
Стремление к вечной молодости.252
Жажда богатства.253
Жажда власти, известности и славы 255
Склонность к агрессии.256
Родственные связи и отношения.258
Этническая лояльность и расовый шовинизм.258
Столкновение со смертью 259
Можем ли мы жить без мифов? 261

Часть 4
Практические суждения
9. Скептицизм и этическое исследование 272
Этический нигилизм 273
Умеренный этический скептицизм.278
Этическое исследование 284
Оценочная база 286
Общие моральные добродетели (decencies) .286
Основные потребности человека.287
Плюрализм ценностей.290
Этический фаллибилизм.294
10. Политическое и этическое исследование.298
Три вида скептицизма в политике 298
Политические абстракции 300
Массовые движения.304
Естественный закон.306
Естественные права.308
Теология вседозволенности (Laissez-faire) 309
Марксизм.310
Постмодернистский нигилизм.316
Скептическое исследование.317
Права человека.320
11. Евпраксофия 325
Потребность в целостном знании 325
Евпраксофы.331
Убеждения 334

Приложение I
Комитет по научному расследованию заявлений о паранормальных феноменах.338
Приложение II
Комитет по научной экспертизе религии 345

род. 1925, Ньюарк, США) - философ, культуролог, теоретик и практик светского (секулярного) гуманизма. один из представителей современного американского свободомыслия. Окончил Колумбийский университет (1949). почетный профессор Университета штата Нью-Йорк (Буффало, США). Куртц принадлежит к натуралистической и прагматической традиции, испытал влияние идей К. Маркса, Дж. Дьюи, ученик С. Хука.

В работах «Полнота жизни» (1974), «Изобильность: философия счастья» (1978), «Евпраксофи: жизнь вне религии» (1989) разработал концепцию «евпраксофи» (Eupraxsophy, где eu - добро: praxis - поведение; sophia - мудрость) - этическое и социально-философское учение, основанное на сочетании общечеловеческих нравственных норм и рационально осмысляемых дилемм экзистенциального выбора. Курты - сторонник новой гуманистической реформации, призванной противостоять новому и старому иррационализму и медиократии (власти глобальных финансово-информационных конгломератов, владельцев масс-медиа) и господству усредненных стандартов поведения и вкуса, пошлости и посредственности. Центральный принцип этики человечности Куртца - «мужество стать», т. е. решимость преодолевать трудности, творить и гуманистически совершенствоваться. Вместе с заботой о себе и о других как главной личностно-социальной ценностью этот принцип составляет основу достойной жизни человека («Мужество стать. Добродетели гуманизма», 1977).

Куртц - активный критик антирационализма в культуре, науке, этике и образовании, оппонент традиционных и новейших религий и паранормальных верований. Методология Куртца - селективный и методологический скептицизм, основу которого составляет признание социального плюрализма и многообразия стилей жизни, мышления и моральных кодексов, а также рациональный анализ; он инициатор практического использования достижений и экспериментальных возможностей естественных и поведенческих наук для расследования заявлений о сверхъестественных явлениях.

Куртц - видный общественный деятель, президент Международной академии гуманизма, основатель Комитета по научному расследованию заявлений о паранормальных феноменах (CSICOP) и Центра исследований (Center for Inquiry), председатель Совета по секулярному гуманизму и др.

Соч.: Decision and the Condition of Man. Seattle, 1965; Humanist Manifesto 11. Amherst-N. Y. 1973; The Fullness of Life. N. Y, 1974; Exuberance: A Philosophy of Happiness. Los Ang., 1978; A Secular Humanist Deckir.ition. Amherst-N. Y, 1980; The Transcendental Temptation: A Critique of Religion and the Paranormal. Amherst-N. Y, 1986; Forbidden Fruit: Trie Fillies of Humanism. Amherst-N. Y, 1988; Eupraxophy: Liing without Religion. Amherst-N. Y, 1989; Philosophical Essay in Pragmatic Natunilisin. Amherst-N. Y, 1990; The New Skepticism: Inquiry ,ind Reli.ible Knowledge. Amherst-N. Y, 1992; The Courage t Become: The Virtues of Humanism. Wesiport (Conn.)-L., 1997; Imbra ting llic Power of Human. Oxf, 2000; Sceptizism and Human. Oxf, МП); Запретный плод. Этика гуманизма. M., 1993; Искушение потусторонним. M., 1999: Мужество стать. M.. 2000. Лит.: Toward a New Enlightenment: The Philosophy of Paul Kurtz. New Brunswick-N.Y. 1993; Современный гуманизм. M., 2000.