Прожить рф более 183 дней. Новогодний подарок для тех, кто живёт за рубежом

11 марта

Описание ситуации:

Российская организация создает представительство на территории Республики Китай. В представительстве будут работать два сотрудника: Руководитель представительства - резидент России (обращаем внимание на то, что Руководитель представительства является не гражданином России, а лицом без гражданства) и наемный работник - гражданин Китая. Для сотрудников представительство будет основным (постоянным) местом работы.

Вопрос 1. Правильно ли мы полагаем, что с точки зрения российского законодательства по истечении 183 дней руководитель представительства пе-ре-ста-нет быть резидентом России? Какое в этом случае может иметь значение тот факт, что руководитель является лицом без гражданства?

Ответ. Понятие налогового резидента РФ содержится в п. 2 ст. 207 НК РФ: это физическое лицо, которое фактически находится в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Следовательно, нерезидент - это физическое лицо, которое фактически находится не в РФ более 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

При определении налогового статуса физического лица учитывается любой непрерывный 12-месячный период, определяемый на соответствующую дату получения доходов, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).

Для определения налогового статуса физического лица не имеют значения иные обстоятельства, кроме срока его фактического нахождения в РФ. Так, например, при определении налогового резидентства неважно наличие или отсутствие гражданства РФ (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-04-05/6-318). Поэтому гражданин РФ, находящийся на территории РФ меньше 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не будет признаваться налоговым резидентом РФ, а иностранный гражданин или лицо без гражданства, находящееся в РФ не менее 183 календарных дней в течение следующих подряд 12 месяцев, напротив, будут являться налоговыми резидентами РФ.

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что руководитель иностранного представительства, фактически находящийся на территории РФ меньше 183 календарных дней в течение следующих подряд 12 месяцев, не будет признаваться налоговым резидентом РФ. При этом не имеет значения то обстоятельство, что он является лицом без гражданства.

Вопросы 2, 3. Как российская организация или ее представительство в Китае должны рассчитывать, удерживать и перечислять налог с перечисленных доходов Руководителя представительства в течение первых 183 дней его трудовой деятельности на территории КНР: по российскому (13%) или по китайскому законодательству?

Какие из перечисленных видов доходов относятся к доходам от источников в РФ, а какие относятся к доходам от источников за пределами РФ, и как должно производиться налогообложение тех или иных видов доходов в течение первых 183 дней пребывания в КНР?

Ответ. В силу ст. 7 НК РФ международные договоры РФ, содержащие положения, касающиеся налогообложения и сборов, имеют приоритет над нормами НК РФ.

Следовательно, при ответе на заданный вопрос в первую очередь следует учитывать положения Соглашения «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы», заключенного 27.05.1994 между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики (далее - Соглашение).

Пунктом 1 ст. 14 Соглашения определено, что жалованье, заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве в отношении работы по найму, облагаются налогом только в этом Договаривающемся Государстве, если только работа по найму не осуществляется в другом Договаривающемся Государстве. Если работа по найму осуществляется таким образом, полученное в связи с этим вознаграждение может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве.

Таким образом, по общему правилу, заработная плата, получаемая лицом с постоянным местом жительства в РФ, за работу, выполняемую на территории Китая, может облагаться налогом в Китае.

Из данного общего правила есть исключение. Так, в п. 2 ст. 14 Соглашения сказано, что, несмотря на положения пункта 1, вознаграждение, получаемое лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве, облагается налогом только в первом упомянутом Договаривающемся Государстве, если:

a) получатель находится в другом Договаривающемся Государстве в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней в соответствующем календарном году; и

b) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося лицом с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве; и

c) расходы по выплате вознаграждения не несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель имеет в другом Договаривающемся Государстве.

Учитывая наличие предлога «и» между условиями, приведенными в данной норме, полагаем, что для применения исключения из общего правила необходимо выполнение всех трех условий в совокупности. Т. е. выполнение одновременно всех трех условий, установленных в п. 2 ст. 14 Соглашения, дает право на освобождение от налогообложения в Китае вознаграждения, полученного лицом с постоянным местом жительства в РФ за работу по найму на территории Китая.

Полагаем, что в рассматриваемой ситуации (т. е. в течение первых 183 дней пребывания Руководителя представительства на территории Китая) все три условия будут выполняться. Поэтому вознаграждение за работу, полученное Руководителем представительства, не будет облагаться налогом на доходы в Китае. После того, как срок пребывания в Китае Руководителя представительства превысит 183 дня, оснований для освобождения вознаграждения от обложения налогом на доходы в Китае уже не будет.

Таким образом, по нашему мнению, заработная плата Руководителя представительства за работу на территории Китая в течение первых 183 дней не будет облагаться налогом на доходы в Китае.

Что касается положений НК РФ по рассматриваемому вопросу.

Согласно ст. 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются:

  • физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
  • физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

В силу ст. 209 НК РФ для физических лиц - налоговых резидентов РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный от источников в РФ и от источников за пределами РФ, для физических лиц - нерезидентов - доход от источников в РФ.

Таким образом, если физическое лицо является налоговым резидентом РФ, оно уплачивает налог с доходов от источников в РФ и от источников за пределами РФ, а если физическое лицо не является налоговым резидентом РФ, налогоплательщиком НДФЛ оно будет признаваться только в отношении доходов от источников в РФ; с доходов, полученных от источников за пределами РФ, НДФЛ не уплачивается.

В соответствии с подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ признается доходом налогоплательщика от источников за пределами РФ.

Таким образом, заработная плата за выполнение работы на территории иностранного государства признается доходом от источников за пределами РФ. Аналогичного мнения придерживается Минфин РФ (Письма Минфина РФ от 11.04.2012 № 03-04-05/6-490, от 02.04.2012 № 03-04-06/6-89 и т. д.).

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что если руководитель представительства российской организации на территории Китая является налоговым резидентом РФ (в течение первых 183 дней пребывания в Китае), то заработная плата, полученная им от российской организации за выполнение трудовых обязанностей на территории Китая, подлежит обложению НДФЛ по ставке 13%. При этом организация-работодатель налоговым агентом в этом случае признаваться не будет. В силу подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица - налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами РФ, исчисление, декларирование и уплату НДФЛ производят самостоятельно по завершении налогового периода.

Таким образом, по нашему мнению, заработная плата Руководителя представительства за работу в Китае в течение первых 183 дней будет облагаться только НДФЛ по ставке 13%.

Следует иметь в виду, что в отличие от заработной платы иные выплаты - например суммы оплаты стоимости аренды жилых помещений и автотранспорта, суммы оплаты обучения, лечения сотрудников и т. п. - не являются вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей за пределами РФ. Это следует из положений ст. 207 ТК РФ. Поскольку указанные доходы выплачиваются российской организацией, они относятся к доходам от источников в РФ. Аналогичный вывод сделан в Письме Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-04-06/6-65.

Следовательно, указанные доходы будут облагаться НДФЛ даже после того, как Руководитель представительства утратит статус налогового резидента РФ. Разница состоит лишь в том, что пока у Руководителя представительства будет статус налогового резидента, они будут облагаться НДФЛ по ставке 13%, а после того, как он станет нерезидентом - по ставке 30%. И в том, и в другом случае организация-работодатель, производящая соответствующие выплаты, выполняет обязанности налогового агента (п. 1 ст. 226 НК РФ).

Вопрос 4. В налоговый орган какого государства и с какими документами должен обратиться Руководитель представительства с целью избежания двойного налогообложения своих доходов?

Ответ. Учитывая вышеизложенное, полагаем, что в рассматриваемой ситуации (т. е. в течение первых 183 дней пребывания в РФ) у Руководителя представительства не возникает двойного налогообложения, поскольку получаемая им заработная плата должна облагаться только НДФЛ в РФ.

Вместе с тем, порядок устранения двойного налогообложения установлен ст. 232 НК РФ.

Из указанной нормы следует, что для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым РФ заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами РФ, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.

Из анализа данной нормы следует, что налогоплательщик НДФЛ, доходы которого облагались налогом на доходы в иностранном государстве (в частности, в Китае), с которым у РФ заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, с целью освобождения от уплаты НДФЛ (проведения зачета и т.п.) должен представить в налоговые органы РФ:

  • официальное подтверждение того, что он является резидентом Китая (Минфин РФ в Письме от 30.11.2010 № 03-04-06/2-275 указал, что действие данного документа распространяется на календарный год, в котором он выдан);
  • документ о полученном доходе и об уплате им налога в Китае, подтвержденный налоговым органом Китая.

Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведения зачета, налоговых вычетов или привилегий.

Таким образом, по нашему мнению, доходы освобождаются от двойного налогообложения в вышеуказанном порядке.

Д ля расчета налога на доходы физических лиц важно определить налоговый статус работника. Другими словами, является ли он резидентом РФ или нет. От ответа на этот вопрос зависит ставка налога (из данного правила есть исключения, мы их отметим) и предоставление стандартных налоговых вычетов. При этом налоговый статус зависит от количества дней, проведенных в РФ. Разберемся, какими документами можно подтвердить нахождение работника в России.

Налоговые резиденты

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на время выезда за границу для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Для определения налогового статуса гражданство физического лица значения не имеет (письма Минфина России от 05.05.2015 № 03-04-05/25727 и от 03.04.2015 № 03-04-05/18625). Так что налоговыми резидентами РФ, как и нерезидентами, могут быть граждане любых государств (письмо Минфина РФ от 14.08.2009 № 03-08-05).

К сведению

Свернуть Показать

Понятия налогового резидента и резидента в целях применения положений валютного законодательства не совпадают (письмо ФНС России от 03.09.2014 № ОА-3-17/2962).

Учтите, что резидентство зависит от фактического времени пребывания на территории РФ, а не от времени официального трудоустройства (письмо Минфина России от 03.04.2015 № 03-04-05/18625).

К сведению

Свернуть Показать

Окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налого­обложение его доходов, полученных за налоговый период (календарный год), уточняется с учетом периода нахождения в РФ в данном году (письмо Минфина России от 30.12.2014 № 03-04-06/68489).

Подсчет упомянутых выше 183 дней производится работодателями на дату фактического получения работником дохода (письмо ФНС ­России от 02.03.2015 № ОА-3-17/779@).

В расчет берут 12-месячный период, в т.ч. начинающийся в одном и заканчивающийся в следующем календарном году (письма ФНС России от 29.04.2015 № ОА-4-17/7402@ и Минфина России от 31.03.2015 № ­03-04-05/17664).

183 дня исчисляют путем суммирования всех календарных дней, в которые физлицо находилось в РФ в течение 12 следующих подряд месяцев (письма ФНС России от 22.08.2012 № ЕД-4-3/13897@ и Минфина России от 29.06.2015 № 03-04-05/37275). При этом требований о непрерывности течения указанных 183 дней положения Кодекса не содержат (письма ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@ и от 27.06.2014 № ­ОА-3-17/2137).

Дни въезда на территорию России и выезда из нее рассматриваются в качестве дней нахождения в РФ (письма ФНС РФ от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@, от 01.04.2009 № ШС-17-3/72@, от 24.04.2015 № ОА-3-17/1702@).

При выезде физлица за пределы РФ для прохождения лечения в период нахождения на территории РФ могут быть включены дни, в течение которых налогоплательщик оформлял обязательные разрешительные документы на лечение (письмо Минфина России от 02.07.2015 № ­03-04-05/38173).

К сведению

Свернуть Показать

Положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента РФ, законодательство не ­содержит (письма ФНС России от 16.01.2015 № ОА-3-17/87@ и от 19.12.2014 № ­ОА-3-17/4397@).

Кто отвечает за неправильный статус

Минфин России в письме от 12.08.2013 № 03-04-06/32676 сказал, что ответственность за правильность определения налогового статуса физлица - получателя дохода, исчисление и уплату налога в соответствии с его налоговым статусом лежит на работодателе.

Поэтому при наличии оснований считать, что гражданин РФ может не являться налоговым резидентом, работодатель вправе запросить у физического лица соответствующие документы или их копии. Нотариальное заверение копий таких документов, а также нотариальное заверение их перевода на русский язык не требуется. В случае если физическое лицо не представляет запрашиваемые документы, налоговый агент вправе применить к выплачиваемым этому физическому лицу доходам налоговую ставку и порядок расчета налоговой базы, предусмотренные для лиц, не являющихся налоговыми резидентами.

Установление налогового статуса физических лиц - получателей дохода производится работодателем самостоятельно исходя из особенностей каждой конкретной ситуации (письмо Минфина РФ от 16.03.2012 № ­03-04-06/6-64).

Подтверждающие документы

В законодательстве не прописан перечень документов, подтверждающих нахождение физических лиц на территории РФ (письма ФНС России от 05.03.2013 № ЕД-3-3/743@ и Минфина России от 13.01.2015 № ­03-04-05/69536). Поэтому рассмотрим разъяснения чиновников.

Паспорт

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физлица на территории РФ, являются, прежде всего, копии страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы ­(письмо ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@).

Между тем не всегда отметка о пересечении границы ставится в паспорт. Причем это касается как ближнего зарубежья, так и дальнего. К примеру, по внутреннему российскому паспорту можно въезжать в Абхазию, Белоруссию, Казахстан и Киргизию. Если же говорить о дальнем зарубежье, то многие страны не ставят выездной штамп (Новая Зеландия, США, Великобритания и т.д.). Посмотрим, как подтвердить ­налоговый статус в этих случаях.

Иные документы

Примерный перечень подтверждающих документов был изложен в письмах ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@, от 19.12.2014 № ОА-4-17/26338, от 22.10.2014 № ОА-3-17/3584@, от 05.03.2013 № ­ЕД-3-3/743@, от 22.01.2013 № ЕД-3-3/150@, Минфина России от 13.01.2015 № ­03-04-05/69536, от 25.12.2014 № 03-04-05/67311, от 26.04.2012 № ­03-04-05/6-557. Документами, подтверждающими ­фактическое нахождение физлица на территории РФ, являются:

  • сведения из табеля учета рабочего времени;
  • данные миграционных карт;
  • документы о регистрации по месту жительства или пребывания;
  • справки с предыдущих мест работы;
  • справки из учебных заведений;
  • квитанции о проживании в гостиницах.

Также это могут быть иные документы, оформленные в порядке, регламентированном законодательством РФ, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в России (письма УФНС России по г. Москве от 15.03.2012 № ­20-14/022432@ и ФНС РФ от 22.07.2011 № ЕД-4-3/11900@).

Если речь идет не об отметке в паспорте, то чаще всего нахождение в России подтверждается совокупностью документов (например, из списка, указанного выше). К примеру, сами по себе не доказывают ­нахождение в РФ:

  • уведомление о прибытии в место пребывания (письмо Минфина России от 19.12.2014 № 03-04-06/65970);
  • вид на жительство (письмо Минфина России от 25.12.2014 № 03-04-05/67311);
  • регистрации (временная / постоянная) по месту жительства в РФ и свидетельство о постановке физлица на учет в налоговом органе (письмо Минфина России от 13.01.2015 № 03-04-05/69536).

К сведению

Свернуть Показать

Работник может представить работодателю документы, необходимые для удержания налога в соответствии с его налоговым статусом, самостоятельно либо по запросу работодателя (письмо ФНС РФ от 23.09.2008 № 3-5-03/529@).

Документы на лечение и обучение

Как мы уже говорили, период нахождения физлица в РФ не прерывается на время его выезда за границу для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Под обучением понимается процесс освоения обучающимся физическим лицом образовательной программы, а не оказания услуг по преподаванию педагогическим работником (письмо Минфина России от 27.05.2013 № 03-04-05/19093).

Документами, подтверждающими нахождение на обучении, могут являться копии страниц загранпаспорта со специальными (учебными) визами и отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, а также копии договоров с иностранными образовательными и иными организациями об оказании соответствующих услуг (письмо ФНС России от 28.05.2013 № ОА-4-13/9604).

Подтвердить нахождение физлица на лечении могут договоры с медицинскими учреждениями, справки, выданные медицинскими учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения, с указанием времени проведения лечения, а также копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (письмо Минфина РФ от 26.06.2008 № 03-04-06-01/182).

Отметим, что ограничения по возрасту, по видам учебных заведений, учебных дисциплин, лечебных учреждений, видам заболеваний, а также по перечню зарубежных стран, в которых граждане могут проходить лечение или обучение (менее шести месяцев), в законодательстве не установлены. Данный вывод прозвучал в письме ФНС РФ от 23.09.2008 № ­3-5-03/529@.

Учтите, что дни проживания за границей в целях краткосрочного (менее шести месяцев) обучения / лечения учитываются при подсчете дней нахождения в РФ только в случае, если физлицо выезжает для обучения / лечения из РФ и возвращается в РФ после прохождения обучения / лечения (письмо Минфина России от 26.09.2012 № ­03-04-05/6-1128).

Когда не важен налоговый статус

Минимальный налог вне зависимости от статуса

В некоторых случаях вне зависимости от налогового статуса физлица работодатель рассчитывает налог на такого работника исходя из ставки 13%. Речь здесь идет о следующих ситуациях:

Один человек, а ставки разные

Как видите, налоговый статус иностранца не всегда влияет на ставку налога по НДФЛ. Всегда надо рассматривать в качестве кого прибыл иностранный гражданин в Россию. К примеру, налогообложение доходов физлиц, выехавших из Донецкой и Луганской областей Украины, зависит, прежде всего, от времени их пребывания в РФ. В то же время, если указанные граждане получили в РФ статус беженцев, то доходы от осуществления трудовой деятельности независимо от пребывания в РФ облагаются по ставке 13% (письма Минфина России от 03.04.2015 № 03-04-05/18625, от 11.03.2015 № 03-04-05/12859 и от 29.01.2015 № 03-04-05/3267). Если гражданин утрачивает статус беженца, но при этом не является налоговым резидентом РФ, то его доходы подлежат налогообложению по ставке 30% (письмо ФНС России от 06.03.2015 № БС-4-11/3628@).

Как видите, статус налогового резидента всегда актуален.

Приведем еще один пример. Налогообложению по ставке 13% подлежат не любые доходы, получаемые высококвалифицированным специалистом, а только от осуществления трудовой деятельности в РФ (письмо Минфина России от 17.03.2015 № 03-04-06/14003). Если такой сотрудник не является налоговым резидентом, то суммы оплаты организацией расходов на провоз багажа от места проживания до места работы, стоимости обучения, аренды жилого помещения и автомобильной парковки облагаются по ставке 30% (письма Минфина России от 02.04.2015 № ­03-04-06/18278 и от 16.12.2014 № 03-04-06/64843).

Стандартные вычеты и налоговый статус

При расчете налога доходы работников, облагаемые по ставке, предусмотренной в п. 1 ст. 224 НК РФ (13%), можно уменьшить на сумму полагающихся налоговых вычетов (п. 3 ст. 210 НК РФ). Это право реализуется налогоплательщиками независимо от их гражданства и места ­регистрации (письмо УФНС России по г. Москве от 29.02.2012 № ­20-14/14805@).

Учитывая, что в данной норме отсылка идет именно на определенный пункт НК РФ, а не просто на ставку налога, можно сделать вывод, что для получения вычета необходимо быть налоговым резидентом РФ.

К примеру, если иностранный гражданин, признаваемый беженцем или получивший временное убежище на территории России, не является налоговым резидентом РФ, и его доходы облагаются по ставке 13% (согласно п. 3 ст. 224 НК РФ), то налоговые вычеты не предоставляются. Когда указанное лицо станет налоговым резидентом РФ и его доходы будут облагаться по ставке 13%, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, ему могут быть предоставлены вычеты по НДФЛ (письмо ФНС России от 30.10.2014 № БС-3-11/3689@).

Приведем еще один пример. Доходы в связи с работой по найму в РФ, полученные гражданами республик Беларусь, Казахстан и Армения, с 1 января 2015 г. облагаются по ставке 13%. Тем не менее положение Договора о применении к доходам граждан этих государств налоговых ставок, предусмотренных для налоговых резидентов государств-членов, не означает, что эти граждане автоматически признаются резидентами в соответствующем государстве. Вопросы признания физического лица налоговым резидентом какого-либо из государств-членов Договором не регулируются. В этих целях используются положения национального законодательства (письмо Минфина России от 09.04.2015 № ­03-04-06/20223).

К сведению

Свернуть Показать

Гражданин может получить доход от источников, находящихся не только в РФ, но и за границей. К примеру, если налоговый резидент РФ получил доход за рубежом, налог придется исчислить дважды (в РФ и в стране выплаты дохода). Для исключения таких ситуаций государства заключают специальные соглашения во избежание двойного налогообложения.

Порядок подтверждения статуса налогового резидента РФ для целей избегания двойного налогообложения изложен в информационном сообщении ФНС РФ «О ­процедуре подтверждения статуса налогового резидента Российской ­Федерации».

Вся необходимая информация о порядке подачи заявления о подтверждении статуса налогового резидента размещена на сайте ФНС России в разделе «физические лица» в ветке «Вопросы резидентства и гражданства» (письмо ФНС России от 27.06.2014 № ОА-3-17/2137).

Отметим, что с 2016 г. вводится новый порядок освобождения доходов физических лиц, являющихся налоговыми резидентами иностранных государств (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 08.06.2015 № 146-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

183 дня учитывается за непрерывный 12-месячный период, определяемый на соответствующую дату получения доходов, в том числе начавшийся в предыдущем календарном году и продолжающийся в другом календарном году.

Совсем иначе устанавливается статус налогового резидента для граждан Республики Беларусь.

Налогообложение граждан Республики Беларусь производится с учетом положений Протокола от 24.01.2006 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995.

Пунктом 1 ст. 1 Протокола предусмотрено, что вознаграждение, получаемое гражданином Республики Беларусь в отношении работы по найму, осуществляемой в РФ в течение периода нахождения в России не менее 183 дней в календарном году либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, может облагаться налогом в РФ в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в РФ.

Согласно п. 2 ст. 1 Протокола указанный налоговый режим применяется с даты начала работы по найму в РФ, длительность которой в соответствии с трудовым договором составляет не менее 183 дней.

Минфин РФ Письмом от 5 апреля 2012 г. N 03-04-06/6-98 уточнил, что по итогам налогового периода устанавливается окончательный налоговый статус физического лица, в соответствии с которым определяется ставка налогообложения его доходов, полученных за налоговый период.

В случае если по итогам налогового периода гражданин Белоруссии будет находиться в Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, условие п. 1 ст. 1 Протокола не будет соблюдено и НДФЛ с его доходов должен быть удержан российской организацией - налоговым агентом по ставке 30 процентов.

При этом в отношении доходов, полученных в следующем году, следует сразу применять ставку 13 процентов.

Если в налоговом периоде белорус приобрел статус налогового резидента (находился в Российской Федерации более 183 дней), перерасчет сумм НДФЛ, удержанных налоговым агентом в предыдущем году по ставке 30 процентов, не производится.

Пример: гражданин Белоруссии прибыл на территорию РФ 16 августа 2011 г. и заключил с российской организацией бессрочный трудовой договор с 17 августа 2011 года..

На дату выплаты вознаграждения по трудовому договору в течение 2011 г. белорус не будет являться резидентом РФ (время нахождения в РФ составляет менее 183 дней).

Таким образом, доходы, полученные нерезидентом в 2011 г., подлежат налогообложению по налоговой ставке 30%.

Доход, выплачиваемый в 2012 г., в соответствии с указанным трудовым договором подлежит налогообложению по налоговой ставке 13%.(см. Письмо УФНС по г Москве от 7 декабря 2011 г. N 20-14/3/118425@)

Делаем перерасчет

Если в течение календарного года работник приобрел статус налогового резидента и этот его статус больше не может измениться (то есть физическое лицо находится в Российской Федерации более 183 дней в текущем календарном году), суммы вознаграждения, полученные работником от работодателя за выполнение трудовых обязанностей с начала текущего года, подлежат налогообложению по ставке 13 процентов.

В таких случаях следует руководствоваться положениями п. 3 ст. 226 НК РФ, согласно которым исчисление сумм налога производится нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца.

Таким образом, начиная с месяца, в котором число дней пребывания работника в Российской Федерации в текущем календарном году превысило 183 дня, суммы НДФЛ, удержанные по ставке 30 процентов, подлежат зачету в счет удержания 13 процентов при определении налоговой базы нарастающим итогом по суммам доходов работника, включая доходы, с которых налог удерживался по ставке 30 процентов (Письмо Минфина РФ от 18 января 2012 г. N 03-04-06/6-7)

При этом работодателю необходимо взять от работника заявление о возврате налога (17% с доходов);

Поскольку НДФЛ, удержанный у резидентов и нерезидентов, перечисляется на разные коды бюджетной классификации (КБК), то необходимо делать зачет образовавшейся переплаты с одного КБК на другой (Письмо Минфина России от 26.07.2007 N 03-04-06-01/268).

При этом финансовое ведомство указывает, что налоговый агент не имеет права самостоятельно возвращать излишне удержанный НДФЛ за счет суммы налога по другим физическим лицам, так как такая возможность не предусмотрена НК РФ (Письмо Минфина РФ от 22.02.2008 N 03-04-06-01/41).

Если до окончания календарного года всю сумму НДФД по ставке 30% зачесть в счет удержания 13% не получается, то работник должен обратиться с заявлением в налоговую инспекцию за ее выплатой. в порядке, установленном пунктом 1.1.статьи 231 НК РФ

При этом справка формы 2-НДФЛ заполняется только по ставке 13%, т.к. налог с начала года пересчитывается по ставке 13%.В строке 5.3 должен быть указан налог, рассчитанный по ставке 13% со всех доходов за год, а в строке 5.4 – фактически удержанный налог. Разница между этими строками должна отразиться в строке 5.6 Сумма налога, излишне удержанная налоговым агентом. Именно эту сумму работник может вернуть, самостоятельно обратившись в ИФНС.

Впрочем, по поводу путаницы с КБК можно не волноваться. Минфин РФ Письмом от 29 марта 2012 г. N 03-02-08/31 сообщил, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрено, что неправильное указание КБК является основанием для признания обязанности по уплате налога неисполненной.

Отслеживаем статус

Получив статус резидента, работник может убыть на непродолжительный срок за границу в отпуск, в командировку и т.п.)

Минфин РФ Письмом от 6 марта 2012 г. N 03-04-05/6-256 успокоил сомневающихся бухгалтеров, и сообщил, что по возвращении работника следует посчитать количество календарных дней в течение 12 месяцев, предшествующих дате получения дохода. И если их получится более 183, то следует продолжать применять ставку 13%.

Расстаемся с работником

ФНС Письмом от 19 декабря 2011 г. N ЕД-4-3/21628@ разъяснила, что если на дату получения дохода, включая дату увольнения, сотрудник организации являлся налоговым резидентом Российской Федерации, то при его увольнении до окончания налогового периода каких-либо перерасчетов сумм налога, удержанных по ставке 13 процентов, налоговым агентом не производится. Это подтверждено и Письмом Минфина России от 14.07.2011 N 03-04-06/6-169.


Похожая информация.


С 1 января 2018 года все российские граждане считаются валютными резидентами. Однако тем, кто провёл в России менее 183 дней в году, больше не нужно уведомлять Федеральную Налоговую Службу об открытии/закрытии счетов за рубежом, не нужно сдавать отчёт о движении денежных средств по счетам в иностранных банках, и для них больше нет запрещённых операций по счетам в иностранных банках.

28 декабря 2017 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 28.12.2017 N 427-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», который стал долгожданным подарком для граждан России, постоянно живущих за рубежом. Начиная с осени 2017 года новости об проекте этого закона регулярно просачивались в СМИ, но я ждал окончательной редакции, прежде чем сделать обзор всех изменений закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Гражданин России = валютный резидент

С 1 января 2018 года каждый гражданин Российской Федерации будет являться валютным резидентом, просто на основании наличия у него российского гражданства. Напомню, что раньше валютными резидентами являлись граждане России, за исключением тех, кто проживал в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющие вид на жительство, рабочую визу или учебную визу со сроком действия не менее года.

Однако на практике, согласно устоявшемуся мнению контролирующих органов, стоило постоянно проживающему за рубежом гражданину приехать в Россию хотя бы на один день, он или она становились валютными резидентами, и на них распространялись все обязанности закона «О валютном регулировании и валютном контроле», в том числе необходимость уведомлять об открытии счетов и , и список разрешённых операций по счетам в иностранных банках.

Повторюсь, с 1 января 2018 года все граждане России будут являться валютными резидентами (пп. «а» п.6 ст. 1 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», далее «Закон»). Можно было бы подумать, что это плохая новость, но это не так. Другие изменения в Законе существенно облегчают жизнь тех, кто находится за рубежом более 183 дней в году.

Если вы провели за рубежом более 183 дней в году

Больше всех от изменений в Законе выиграли те российские граждане, кто постоянно проживает за рубежом (проводят за пределами России более 183 дней в году). Для них с 1 января 2018 года вступают в силу следующие изменения:

  • Не нужно уведомлять Федеральную Налоговую Службу (ФНС) об открытии/закрытии счетов в иностранных банках;
  • Не нужно ежегодно подавать отчёт о движении денежных средств по счетам в иностранных банках;
  • И, возможно самое главное, нет никаких ограничений по разрешённым операциям по счетам в иностранных банках.

И в качестве бонуса, всё вышеперечисленное также относиться к тем, кто в 2017 году провёл за рубежом более 183 дней (часть 2 ст.2 Федеральный закон от 28.12.2017 N 427-ФЗ).

Пример

Гражданка России, постоянно проживающая в Австралии, в 2017 году 2 раза ездила в Россию навестить родных. В первый раз на 4 недели и второй раз на 2 недели. Так как суммарное количество дней, проведённых ей в России, меньше 183 дней, ей не нужно подавать отчёт о движении денежных средств за 2017 год, на неё также не распространяются ограничения по операциям по её счетам в австралийских банках.

Для сравнения, до вступления в силу изменений в Законе, в аналогичной ситуации эта гражданка стала бы валютным резидентом после первого же приезда в Россию и оставалась бы валютным резидентом ещё год после возвращения в Австралию из второй поездки. Как следствие, ей пришлось бы подавать отчёт о движении денежных средств по счетам в иностранных банках.

Если вы провели на территории Российской Федерации более 183 дней в году

Для тех, кто постоянно живёт в России (проводит на территории России более 183 дней в году), закон «О валютном регулировании и валютном контроле» не претерпел существенных изменений. С 1 января 2018 года расширился список разрешённых операций по счетам в иностранных банках:

  • Разрешено получать возврат налогов (tax refund) от иностранных налоговых органов (абзац первый часть 5 ст.12 Закона)
  • Только для счетов, открытых в иностранных банках стран ОЭСР или ФАТФ:
    • Разрешено получать деньги от продажи автотранспортных средств
    • Разрешено получать деньги от продажи недвижимости, при условии, что такая недвижимость находилась на территории страны ОЭСР или ФАТФ и эта страна обменивается в автоматическом режиме финансовой информаций с Российской Федерацией.

Полный список разрешённых операций по счетам в зарубежных банках смотрите в конце этой статьи.

Пример

Гражданин России, живущий в Москве, после встречи нового 2018 года решил продать принадлежащую ему виллу в Испании. Так как Испания является членом ОЭСР (и ФАТФ), получение денег от продажи виллы на счёт в испанском банке является разрешённой операцией.

Для сравнения, до вступления в силу изменений в Законе, в аналогичной ситуации деньги от продажи недвижимости должны были бы быть сначала зачислены на счёт в российском банке. В противном случае гражданину грозил штраф за неразрешённую валютную операцию в размере от 75 до 100% от суммы операции.

Если вы переехали в Россию после нескольких лет жизни за границей

Для тех, кто после нескольких лет проживания за рубежом, вернулся в Россию (провёл в России в текущем году более 183 дней), изменённый Закон предусматривает следующие обязанности:

  • В срок до 1 июня следующего года уведомить налоговые органы обо всех открытых/закрытых счетах в иностранных банках
  • Сдать отчёт о движении денежных средств по счетам в иностранных банках

Пример

Гражданин России проработал 4 года по контракту в Италии. После окончания контракта в апреле 2018 года он вернулся обратно в Россию. До 1 июня 2019 года он должен будет сообщить ФНС обо всех открытых им счетах в итальянских банках, а также сдать отчёт о движении денежных средств по этим счетам за весь 2018 год.

Выводы

Изменения в Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» существенно облегчат жизнь законопослушных граждан России постоянно проживающих за рубежом, а также работающих или учащихся за рубежом.

Для российских граждан, постоянно проживающих в России, изменений немного. Кроме того, не решаются проблемы, связанные с получением денег от продажи имущества, находящегося в странах, не входящих в ОЭСР или ФАТФ, как например Болгария.

По моему мнению, принятые изменения продиктованы прежде всего двумя вещами. Во-первых, это базовая логика. Российский гражданин, который провёл в России менее 183 дней в году, не будет являться российским налоговым резидентом. Даже если он сообщит о своих зарубежных счетах и о движениях денежных средств по ним, ему всё равно не нужно будет платить в России налог на доходы физических лиц на доходы, полученные за рубежом.

Во-вторых, уже в 2018 году заработает автоматический обмен информацией между Россией и другими странами, в рамках которого ФНС начнёт получать финансовую информацию о российских налоговых резидентах, имеющих активы за рубежом.

Приложение: Разрешённые операции по счетам в зарубежных банках

  • Перевод денег с других своих счетов, находящихся как в Российских, так и в иностранных банках (часть 4 ст. 12);
  • Перевод иностранной валюты от физического лица со счёта в российском банке в сумме, не превышающей эквивалента 5 000 долларов в день (пункт 12 ст.9). Ограничение в 5 000 долларов не распространяется на близких родственников (супругов, родителей, детей, бабушек и дедушек, и внуков) (пункт 17 ст.9);
  • Начисление процентов на остаток на счёте (абзац 1 часть 5 ст.12);
  • Внесение наличных денежных средств (абзац 1 часть 5 ст.12);
  • Зачисление сумм налогов, возвращённых компетентными органами иностранного государства (абзац 1 часть 5 ст.12);
  • Зачисление минимального взноса, требуемого иностранным банком для открытия счёта (абзац 1 часть 5 ст.12);
  • Получение денег в дар от супруга или близких родственников (п.2 части 3 ст.14);
  • Зачисление зарплаты и командировочных сотрудникам зарубежных представительств российских юридических лиц (п. 2 и 3 ч.6.1 ст. 12);
  • Зачисление зарплаты от иностранного работодателя (абзац 3 п.5 ст.12);
  • Зачисление выплат по решению судов иностранных государств (абзац 4 п.5 ст.12);
  • Зачисление пенсий, стипендий, алиментов и иных социальных выплат (абзац 5 п.5 ст.12);
  • Зачисление страховых выплат от иностранных страховых компаний (абзац 6 п.5 ст.12);
  • Получение возвратов ошибочно уплаченных денежных средств, возврат денег за товар или услугу (абзац 7 п.5 ст.12);

Кроме вышеперечисленных, только для счетов, открытых в иностранных банках стран ОЭСР и ФАТФ, законными операциями являются (п. 5.1 ст.12):

  • Зачисление займов и кредитов, но лишь по договорам, заключенным на срок более 2 лет;
  • Получение арендной платы от сдачи в аренду недвижимости и другого имущества, расположенного за пределами России;
  • Получение дивидендов по иностранным акциям, выплат по иностранным облигациям или векселям;
  • Получение дохода от передачи денег или ценных бумаг в управление иностранному управляющему (например, через внесение их в траст);
  • Зачисление денег от продажи ценных бумаг, зарегистрированных на бирже (разрешено с 1 января 2018 года);
  • Зачисление денег от продажи автотранспортных средств (разрешено с 1 января 2018 года);
  • Зачисление денег от продажи недвижимости, при условии, что такая недвижимость находилась на территории страны ОЭСР или ФАТФ и эта страна обменивается в автоматическом режиме финансовой информаций с Российской Федерацией (разрешено с 1 января 2018 года).

Примечание: В данном списке я не отобразил такие специфические операции, как операции, разрешённые дипломатическим представительствам, консульствам и иным официальным представительствам Российской Федерации за рубежом.

налоговыми резидентами РФ

Для целей уплаты НДФЛ физические лица делятся на налоговых резидентов Российской Федерации и на лиц, ими не являющихся. К доходам резидентов и нерезидентов применяются разные налоговые ставки - 13 процентов и 30 процентов (п. п. 1 и 3 ст. 224 НК РФ).

Ранее ст. 11 НК РФ устанавливала, что налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в календарном году. С 1 января 2007 г. резидентами признаются физические лица, находящиеся на территории России не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд (то есть в расчет будут приниматься и месяцы проживания, предшествующие текущему календарному году) (п. 2 ст. 207 НК РФ). Уточняется, что этот период не прерывается на время выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Для определения статуса физического лица следует учитывать любой непрерывный 12-месячный период, в том числе начавшийся в одном календарном году, а продолжающийся в другом. Поэтому при выплате доходов сотруднику его статус (резидент или нет) следует определять на соответствующие даты выплаты дохода в 2007 г. исходя из периода нахождения в РФ, начавшегося в 2006 г. (при условии, что работник за этот период пребывал в России более 183 дней) (Письмо Минфина РФ от 19.03.2007 N 03-04-06-01/76).

В дальнейшем статус работника может измениться. Поскольку НДФЛ с доходов резидентов и нерезидентов уплачивается по разным ставкам (13 и 30 процентов), при утрате работником статуса налогового резидента налог необходимо пересчитать. Если трудовые отношения прерываются до изменения налогового статуса работника, доплатить НДФЛ должно само физическое лицо. А если налоговый статус работника изменяется до прекращения с ним трудовых отношений, работодатель обязан самостоятельно удержать доначисленные суммы налога (Письмо Минфина РФ от 19.03.2007 N 03-04-06-01/74).

Налоговый статус физического лица устанавливается исходя из фактического документально подтвержденного времени его нахождения на территории России. Определять налоговый статус исходя из предполагаемого времени нахождения в Российской Федерации (в том числе на основании заключенного трудового договора) неправомерно (Письмо Минфина РФ от 25.06.2007 N 03-04-06-01/200). Иными словами, при приеме на работу иностранного гражданина и заключении с ним трудового договора на неопределенный срок изначально рассматривать работника как налогового резидента РФ (удерживая с его доходов НДФЛ по ставке 13 процентов) нельзя. Исключение составляют случаи приема на работу граждан Белоруссии, которые признаются налоговыми резидентами РФ с момента заключения трудового договора с работодателем - российской организацией на срок не менее 183 дней в календарном году (см. Письма Минфина РФ от 29.03.2007 N 03-04-06-01/94 , от 26.12.2005 N 03-05-01-04/396 , от 15.08.2005