Как научить ребенка стать самостоятельным родительское собрание. Собрание "как научить ребенка быть самостоятельным"

Собрание №2 (2 класс)

Тема: «Домашнее задание.

Как научить ребенка стать самостоятельным»

    Итоги 1 четверти

Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада видеть Вас на собрании. Если Вы здесь – значит мы вместе! А это то, что надо нашим ребятам!

Собрание актуально сегодня тем, что недавно мы подвели первые итоги нашей работы. А дети увидели результат своей учебной деятельности в виде четвертных оценок. Хочется отметить, что выставление оценок было мотивирующим. Это приемлемо только для 1 четверти 2 класса.

На сегодняшний день у нас в классе … отличников, … претендентов в отличники, … хорошистов, … резерв (имеющих 1 тройку). Возможно для кого-то подобный результат – это достижение, но я ожидала большего.

На протяжении 1 четверти, анализируя все виды проверочных работ, в том числе выполнение домашнего задания, я пыталась найти слабое звено, почему дети не задают вопросов на уроках, если есть трудности? А они есть!!! Но дети сами ежедневно дают возможность мне понять, что выполнение домашнего задания полностью ложится на плечи родителей. И как следствие, ребенок начинает вникать в изучаемую тему только при контроле знаний, когда он один на один с изученным материалом.

Цель нашего собрания – понять, что пришло время родителям уходить на второй план, давая ребенку возможность к большей самостоятельности. Это не значит, что надо пустить все на самотек (такие родители тоже у нас есть), это значит, что надо оказывать ребенку посильную помощь и контролировать качественное выполнение домашнего задания над которым работает сам (используя черновик).

    Как научить ребенка стать самостоятельным

Мы, родители, чувствуем: если что-то упустим сейчас, мучиться придется все оставшиеся школьные годы. Чтобы в средней школе ребенок спокойно, быстро и без проблем делал домашнюю работу, нужно, чтобы в начальных классах этот процесс стал автоматизированной привычкой - системой. Ребенок должен знать, что ежедневно, приходя из школы, он должен покушать, немного отдохнуть и сесть за домашнюю работу. Только после полного ее исполнения ребенок может забыть об уроках до завтра. Причем, эта работа не должна обсуждаться - просто нужно выделить на нее время.

У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:

С самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;

В своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;

Не будете стоять у ребенка "над душой", пока он не начнет делать уроки или в процессе работы;

Никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;

Постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;

Проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок ("Я так и знал, что ты их насажаешь!");

В случае, если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи.

Конечно, навыки самостоятельной деятельности ребенка могут сформироваться только при осуществлении ребенком самостоятельных шагов и действий. Но мы, взрослые, должны понимать, что увеличение доли самостоятельных действий ребенка при приготовлении домашних заданий должно происходить постепенно.

Можно сказать, что если ребенок научился самостоятельно выполнять домашние задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьезных затруднений, - это серьезный шаг на пути к самостоятельному поведению, важный для ребенка опыт, который он сможет перенести в свою взрослую жизнь.

Какая же степень участия родителей в выполнении детьми домашних заданий наиболее оптимальна? Какие ваши действия будут способствовать формированию самостоятельности детей? Ответить на эти вопросы поможет правило, сформулированное для родителей: «Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему».

Презентация.

    Максимальная продолжительность сосредоточенной работы у младших школьников примерно 30 минут

    Для сохранения работоспособности ребёнку через каждые 30-45 минут занятий нужны 10-15-минутные паузы.

    Начинать приготовление уроков нужно с менее трудных предметов, затем переходить к более сложным и заканчивать лёгкими.

    Оптимальным для приготовления домашних заданий является время с 15 до 18 часов.

    Постоянное рабочее место.

    Выполнение гимнастики для глаз

    Сохранение правильной рабочей позы

    Достаточная освещённость в комнате

    Выработать наиболее рациональный режим для учащегося и всячески содействовать его выполнению.

    Организовать в каждой семье рабочий уголок ребёнка.

    Поддерживать у детей интерес к учебному труду, способствовать развитию их познавательной активности.

    Учить детей выполнять домашние задания самостоятельно, пользуясь памятками.

    Слайд Хотите, чтобы ваш ребёнок
    ходил в школу с удовольствием?

    Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

    Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.

    Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы замечали у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?

    В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.

    Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать.

    Пусть ваш ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

    Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

    Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни. В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не потерять веры в себя.

    слайд Садимся за уроки

    Приступать к урокам необходимо всегда в одно и то же время.

    Комнату до начала занятий надо проветрить.

    Выключить радио, телевизор. В комнате, где работает ребенок должно быть тихо.

    Освещение должно соответствовать.

    Ребенок должен сам приготовить письменные принадлежности для занятий.

    Уберите всё лишнее со стола, организуйте порядок на рабочем месте.

Как приучить ребёнка к самостоятельности в приготовлении уроков

    слайд

Как готовить домашнее задание по русскому язык

    Работу начинаем с работы над ошибками. (новая памятка)

    Словарная работа.

    Повторяем правила, которые изучили.

    Придумай свои примеры на это правило.

    Прочитай задания упражнения и вспомнить дополнительное задание.

    Прочитай всё упражнение. Устно выполни задания к нему.

    Выполни упражнение письменно.

    Проверь всю работу.

Как готовить домашнее задание по литературному чтению

    Первый раз ребёнок читает сам. Затем вы вместе выясняете значение непонятных, новых слов. После работы над развитием речи, он вновь читает текст выразительно.

    После повторного чтения идет работа над вопросами (используя памятки) и работа в ТПО.

    Для развития читательского кругозора необходимо читать дополнительно. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту.

Как решать задачи

    Прочитай задачу и представь себе то, о чём говорится в задаче.

    Запиши задачу кратко или выполни чертёж.

    Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.

    Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала, что потом?

    Выполни решение.

    Проверь решение и ответ на вопрос задачи.

Как нужно готовить задание по окружающему миру

    Вспомни, о чём узнал на прошлом уроке:

    • О чём рассказывал учитель?

      Какие ставили опыты?

      Какие рассматривали таблицы, картины, карты?

    Прочитай в учебнике заданный материал.

    Подготовься отвечать по теме урока:

    • Продумай план ответа;

      Расскажи заданное по этому плану;

      Старайся не просто рассказать, но и доказать свои знания примером из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг;

      Сделай выводы;

      Открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал.

    Выполни задания учебника.

    Выполни задания в тетради.

3.Разное

Неделя естественно – математического цикла.

Проекты «Узоры и орнаменты»

Конкурс мини проектов «В мире редких животных» А 4

«Животные Красной книги» (3 человека)

Кормушки «Чудо столовая»

23.11 (понедельник)

Проверка учебников

Профессия моих родителей рисунки

27.11 (пятница)

Зажги свою звезду

Уважаемые родители! К сожалению, невозможно остановить время. Вторая четверть будет длиться всего 7 недель. Во избежание неприятных ситуаций, попрошу Вас услышать меня. При выставлении итоговой оценки учитель в первую очередь смотрит на оценки полученные ребенком за контрольные и самостоятельные работы, поэтому средний балл, на который вы ориентируетесь, для учителя показателем не является. По технологии и рисованию (4,5 –«5»). Но по другим предметам это 4.

«5» рассматривается от 4,75!

В заключении хотелось бы Вам пожелать: Запаситесь терпением, при выполнении домашнего задания вашим ребенком. «Спокойствие, мой друг, только спокойствие!» - эти слова Карлсона нужно сделать своим девизом.

Цель родительского собрания: выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома; дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание по теме

«Домашние задания. Как научить ребенка стать самостоятельным?»

Цель: выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома; дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

Ход собрания

Очень важным моментом в жизни школьника является приготовление домашних заданий. Официальное отсутствие домашних заданий на практике совсем не означает, что ничего на дом не задается. Наличие домашних заданий, безусловно, свидетельствует о том, что за урок дети не успевают пройти и закрепить весь учебный материал. Часто выполнение домашних заданий затягивается на час, а то и на два, прежде всего потому, что у ребенка не сформированы навыки самостоятельной работы. А родители требуют многократного переписывания заданий с черновика на чистовик, заставляют сделать все в один присест, не учитывая, что максимальная продолжительность сосредоточенной работы у младшего школьника примерно 30 минут (а у некоторых меньше), не давая отвлечься, расслабиться. Для сохранения работоспособности ребенку через каждые 30-45 минут занятий нужны 10-15 минутные паузы. Они восстанавливают внимание, отдаляют утомление. Начинать приготовление уроков нужно с менее трудных предметов, затем переходить к более сложным и заканчивать легкими. Оптимальным для приготовления домашних заданий является время с 16 до 17 часов, если же школьник садится делать уроки, «когда мама с работы пришла», в 18-19 часов, то такая работа малоэффективна и к тому же очень утомительна для ребенка. Это время резкого снижения работоспособности.

Следует помнить, что для малышей 6-7 лет, да и других учащихся младших классов, очень труден процесс письма. У детей еще не развиты мелкие мышцы кисти, несовершенна координация движений, понижена сопротивляемость к статическим нагрузкам. Осваивая навык письма, дети производят много лишних движений, перенапрягают кисть, на могут сохранить правильную позу. Общую продолжительность письма в процессе подготовки уроков следует ограничивать, она как в школе не должна быть больше 8-10 мин. Не менее двух раз письмо следует прерывать, предлагая детям выполнить гимнастику для кистей рук: сжимание и разжимание пальцев.

Время непрерывного чтения в начале обучения тоже должно быть не больше 10 мин, после чего следует сделать перерыв, обсудить текст, пересказать его, рассмотреть картинки, а лишь потом продолжить чтение.

Очень полезно для профилактики нарушений зрения во время перерывов выполнять гимнастику для глаз. Важно также следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребенок, была достаточной освещенность. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, близорукости и другим нарушениям здоровья.

Желательно, чтобы ребенок, вернувшись из школы, не сразу садился за уроки, а провел какое-то время на открытом воздухе, принимая участие в активных, подвижных играх. По гигиеническим требованиям время прогулки для младших школьников – 3 – 3,5 часов.

«Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?»

Памятка «Садимся за уроки»

Елена Оленева
Родительское собрание «Как воспитать у ребенка самостоятельность»

Введение

В древней Индии говорили : «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали ». Возраст 3-4 года можно условно назвать «Я сам» . В период от двух с половиной до трёх с половиной лет ребёнок переживает т. н. кризис трёх лет. Он впервые начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Поэтому необходимо свести к минимуму попытки взрослых навязывать или запрещать детям что-либо

Самостоятельность - весьма важное качество, которое пригодится ребенку на протяжении всей жизни. Поэтому очень важно уделить развитию этого навыка особое внимание. Ведь от уровня самостоятельности ребенка будет зависеть то , насколько полноценно он сможет адаптироваться к различным житейским ситуациям. Самостоятельность поможет уже выросшему человеку на всем его жизненном пути, будет способствовать в достижении целей. Как приучить ребенка к самостоятельности - непростой вопрос . Чтобы этого добиться родителям следует запомнить одно самое главное правило : «Не делайте за ребёнка то, что он сам может сделать» .

Родители с удивлением наблюдают проявления упрямства, непослушания, своеволия, протеста, бунта, а иногда даже деспотизма со стороны малыша. И если в возрасте одного года ребенок просто делал , или по крайней мере пытался делать все по-своему, то теперь такое поведение сопровождается словами "Я сам". И действительно, ребенок пытается все делать самостоятельно или , еще чаще, делает наоборот : когда зовут обедать, отвечает не "хочу", когда предлагают собираться на прогулку, утверждает, что хочет есть и т. п. Что же произошло?

А имеет место то, что ребенок впервые осознал себя как лицо, отделил себя от родителей . Малыш раньше не мог ни попить, ни поесть, ни пойти куда без мамы. Теперь его руки и ноги стали ловкие и послушные - он получил физическую самостоятельность . Он может пойти на кухню и съесть печенья, которое лежит на столе. Может получить с полочки то, что ему нужно. Может сказать, чего хочет и вообще - выразить собственное мнение. А с физической самостоятельностью постепенно приходит и психологическая, когда ребенок осознает свои новые умения и возможности.

Отныне он сам стремится стать взрослым, действовать так, как действуют старшие. Обычно это ему не всегда удается, поэтому и вызывает протест и негативизм. Ребенок отказывается подчиняться требованиям, предъявляемым взрослые, настаивает на собственной мысли, на своем решении, иногда это бывает похоже на то, что ребенок объявил войну родителям и протестует против всех постоянных правил и обычаев, которые существовали ранее.

Что могут сделать родители ? Проявить максимум терпения, предоставить ребенку как можно больше самостоятельности в тех сферах , где это возможно. Таким образом, малышу нужно больше свободы действий. Конечно же, сейчас все по-другому, малыш уже достаточно взрослый, чтобы его можно было просто отвлечь от немедленного осуществления какого-то конкретного желания. Теперь, когда у ребенка уже есть восприятие себя как личности , реальное видение своих "хочу", его намерения становятся сознательными. Такое маленького человека уже невозможно "переключить" на другое. Управлять поведением трехлетнего малыша становится гораздо труднее. Отныне нельзя просто навязывать ему свою волю, конечно, речь не идет о крайних случаях, например, когда проявление самостоятельности может навредить ребенку .

Как действовать в таких ситуациях? Предоставить сыну или дочери право выбора, можно заранее предупреждать малыша, например, о том, что "скоро мы пойдем гулять, ты завершай игру и начинай собираться. Увидите, что скоро ваш ребенок действительно будет готов отправляться на прогулку.

Специалисты установили, что если родители поощряют желание ребенка самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начинает вести себя ответственно, а значит и создает родителям меньше тревог относительно личной безопасности. Малыш сам может решить, будет кушать "добавку" каши, какими игрушками хочет сейчас играть, что рисовать, останется дома с папой или пойдет вместе с мамой в магазин. Конечно же, определенные рамки со стороны взрослых необходимы, ведь у малыша еще недостаточно развит самоконтроль и он не умеет определять потенциально опасные ситуации, поэтому не всегда может уберечься от неудач, а иногда и травм. Но умение ребенка предусматривать опасность - это та навык, который требует целенаправленного обучения и формирования. Ребенок овладевает всем необходимым на собственном опыте. И если такого опыта он не получит, то просто не будет знать, что игла - острая, огонь - жжет и т. п. Пусть малыш попробует пальчиком прикоснуться к кончику иглы и почувствует, что ему больно, в следующий раз осторожно обращаться с этим предметом. Аналогично ребенка нужно вводить и в мир других опасных вещей. Помните, что важно не уберечь малыша от падения, ведь это просто невозможно, поскольку никто из родителей не сможет быть с ребенком постоянно , но если мы научим ребенка быть осторожным , или, другими словами, объясним, как правильно падать, то тогда можно быть уверенным в том, что он не будет подвергаться лишний раз опасности.

Такие элементарные навыки самостоятельности позволят воспитать у малыша чувство уверенности в себе, и это станет очень полезным.

К трем годам ребенок способен сам раздеться и одеться при небольшой помощи взрослого, но нередко дети настойчиво отказываются от подобного проявления самостоятельности . Обучение навыкам самообслуживания – это только ступенька на пути к самостоятельности , и желание все сделать самому намного важнее , чем действие, совершенное «из-под палки» . Поругаться и заставить - разве это способ поощрить самостоятельность ? Современные дети нуждаются в совсем других методах.

Существует всего два простых правила для родителей , которые хотят приучить ребенка к самостоятельности .

Правило первое : «Обучать ребенка делать все самостоятельно » . Это правило имеет ключевое значение. Ребенок рождается без каких-либо навыков и умений, только с безусловными рефлексами. Все навыки он приобретает не сам по себе, а усваивает их при взаимодействии со взрослыми. Ребенок узнает что делать с тем или иным предметом, наблюдая как с этим предметом поступают взрослые.

Очень важно, чтобы родитель выступал не только в роли наставника, но и помощника ребенка , участника совместных действий. Ребенок нуждается в том , чтобы взрослый сотрудничал с ним в деле, помогал в трудную минуту, подбадривал и хвалил. Родителям надо постараться не злиться на ребенка за разбитые чашки и тарелки, пролитое молоко, оторванную пуговицу. Ребенок и так расстроен своей неудачей, не нужно его дополнительно упрекать, а лучше успокоить и предложить ему попробовать в следующий раз.

Умение складывать свои игрушки, убирать за собой – важный аспект самостоятельности ребенка . Если ребенка приучить всегда аккуратно убирать свои игрушки, то он запомнит, что поддержание порядка в доме – это так же естественно и необходимо, как, например, еда. Когда в доме все вещи находятся на своих местах, вытерта пыль и вымыта посуда, а в процессе уборки участвуют все члены семьи, то малыш ценит порядок, ведь родители показывают , что они тоже его ценят.

Правило второе : «Не делать за ребенка того , что он может сделать сам» . С задачами, посильными для его возраста, ребенок вполне может справиться сам, если он этого хочет.

С года до трех малыш переживает особенно важный период. За каких-то два года он совершает огромный скачок в развитии. Малыш учится делать все самостоятельно : одевать штанишки, завязывать шнурочки, кушать ложкой, умываться и т. д. Но не все у него может получаться. Если на этом этапе ребенок «опустит руки» , откажется от попыток самостоятельности , то позже ему будет еще труднее привыкнуть все делать самому .

И здесь «подлить масла в огонь» могут родители . В спешке, они сами готовы сделать за малыша то, что у него не получается, ведь так и быстрее, и аккуратнее. При этом, между делом, родители приговаривают , каким растяпой (неряхой, неумехой, лентяем и т. д.) является ребенок . Такое родительское поведение формирует у ребенка комплексы и может вылиться в серьезную психологическую проблему.

Другая крайность, в которую бросаются родители – это позиция «Делай сам, ты уже большой!» . Но маленькие дети еще не умеют лениться, поэтому, скорей всего, ребенок не делает что-то правильно не потому что не хочет, а потому что действительно не может справиться с задачей.

Как мотивировать ребенка к самостоятельности ?

Можно предоставить ребенку право выбора , но в рамках. Например, предлагать малышу не «Хочешь ли ты сложить свои игрушки?» , а «Хочешь ли ты сложить свои игрушки сейчас или после прогулки?» . Первый вариант по сути не предлагает вообще никакого выбора. Ведь даже если он откажется убирать игрушки, то его все равно заставят это сделать. Ребенок недоумевает , а зачем же тогда спрашивали? В то же время, можно заметить, что второй вариант предполагает уборку игрушек в любом случае, но малыш сам может решить, когда ему удобнее это сделать. Так малыш чувствует, что его мнение важно, его желание имеет значение.

Чтобы приучить ребенка к самостоятельности , важно дать ему осознать, что любой поступок влечет за собой последствия, а какими они будут – зависит именно от него. Поэтому не стоит спешить вырывать из рук ребенка соломинку , когда он пытается есть ею суп или кашу. Малыш сам поймет, что это неудобно и утомительно. Действуя самостоятельно , ребенок учится не бояться ошибок.

Если у ребенка что-то пока не получается делать самостоятельно , то не нужно расстраиваться. Малыш может швырять ботиночки, которые «не хотят» одеваться, кусать свою одежду и кричать. Родителям нужно научить малыша просить о помощи правильно, например, фразой : «Помоги мне пожалуйста!» . Но, не нужно сразу же бросаться делать все за ребенка . Сперва нужно дать ему шанс справиться самому , лишь слегка подтолкнув его к действию. Например, можно показать малышу как сопоставить пуговки с петельками, застегнуть одну, а следующую – предложить застегнуть ребенку самостоятельно . Старания ребенка нужно обязательно похвалить.

Крики, шлепки, взывания к совести на ребенка , когда родители пытаются приучить его к самостоятельности , практически никогда не помогают. Приучая ребенка к самостоятельности , важно быть последовательными и спокойными. Уверенность в своих силах и терпение родителей обязательно помогут малышу освоить все необходимые навыки.

Самостоятельность - ценное качество , необходимое человеку в жизни, и оно должно воспитываться с раннего возраста .

Дети по своей природе активны. Задача взрослых - развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности . «Я сам» , - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготки, кормить его.

Взрослые торопятся прийти па помощь ребенку , спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно : порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше.

В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность , аккуратность, отец и мать должны быть примером дли подражания. Если они сами не будут класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станут лишь требовать этого от детей, то им не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности. Дети школьного возраста также должны быть примером для младших братьев и сестер.

Труд должен приносить ребенку радость . Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде следующий раз. Опыт придет постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.

Что дети младшего возраста должны научиться делать самостоятельно :

мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом;

не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место

одеваться и раздеваться в определенной последовательности :

одежду снимать, надевать, складывать, вешать, - вывертывать на лицевую сторону

застегивать, расстегивать, завязывать шнурки ботинок;

замечать непорядок, в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому

своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;

пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;

правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу четвертого года жизни, салфеткой;

убирать игрушки, книжки, строительный материал на определенное место.

Режим дня, необходимость соблюдения режима дня

Режим дня - это распорядок различных видов деятельности и отдыха в течение суток.

Нервная система маленьких детей очень чувствительна к различным воздействиям окружающей среды. Они быстро устают и поэтому нуждаются в частой смене занятий и продолжи-тельном отдыхе. Соблюдение режима дня благоприятно сказывается на здоровье детей.

В дошкольном учреждении все виды деятельности расписаны по времени и режим соблюдается неукоснительно. Желательно соблюдать режим и дома. Ребенок должен твердо знать , что режим не будет нарушен ни при каких обстоятельствах, и тогда не придется уговаривать малыша ложиться спать или есть.

Главный вид отдыха - сон. Необходимо приучить ребенка ложиться спать и вставать в определенное время, при этом вырабатывается соответствующий условный рефлекс. Перед сном рекомендуются только спокойные игры, очень полезна получасовая прогулка на свежем воздухе.

Ужинать надо не позднее, чем за 1-1, 5ч до сна. Перед ночным сном ребенок должен почистить зубы, вымыть лицо, шею, руки и ноги водой комнатной температуры.

Утром, проснувшись, ребенок должен сразу встать с постели.

Правильный распорядок дня, строгое соблюдение режима - залог правильного формирования нервной системы ребенка , выработки уравновешенности и трудолюбия.

Это дает возможность привить ребенку необходимые навыки , которые, закрепившись, остаются на всю жизнь и обеспечивают устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов.

А теперь давайте мы с вами немного поиграем. У меня в руках очень красивый клубок умений и навыков, которым предстоит научиться нашим детям. Давайте с вами посмотрим, а сколько же наши малыши уже могут. Продолжите предложение «Мой ребёнок умеет или делает…» .

На каждое сказанное умение разматываем наш клубок знаний. (Родители называют , что умеют делать их дети) Посмотрите как много всего умеют делать наши ребята, какие они молодцы (воспитатель обращает внимание на количество размотанных ниток). Но сколько им ещё предстоит узнать (Воспитатель обращает внимание на оставшийся клубок) . И сделать они это смогут только если мы с вами будет работать вместе, сообща.

Скажите, а вы любите конфеты? Мы с ребятами подготовили вам вкуснейшие конфетки (игра «Острое блюдо» ). Обратите внимание на то, что дизайнерами обёртки выступали непосредственно дети. Воспитатель раздаёт «конфеты» родителям .

На «конфетах» написан вопрос, на который нужно дать ответ в течении 1-3 минут. Если родитель не хочет или не может ответить, то он передаёт свою «конфету» другому участнику собрания .

Вопросы :

1. Марину забирает бабушка, которая очень любит помогать. Даже если Марина сама одевается, бабушка так и рвется ей помочь. В результате ребенок стал бегать за помощью по поводу каждой мелочи в одежде.

(Попросить бабушку не делать этого, этим она не помогает, а развивает в ребенке неуверенность в своих силах.)

2. Андрюше 2 года 10 месяцев, он умеет мыть руки, вытираться полотенцем – делает это с удовольствием, используя при этом стишки и потешки. С одеванием возникают проблемы – как его заинтересовать?

(Варианты игр мы рассматривали ранее. Возможен такой диалог :

Что это такое?- Штаны? А для чего они?- Надевать. - Надевать? А как это?)

3. На улице похолодало, стали одевать теплую одежду и начались капризы – колготки не одену, штаны не хочу и т. п. Когда одеваю сама – успокаивается. Что произошло?

(Возможно, теплые вещи не подходят для самостоятельного одевания : штанишки маловаты, колготки сделаны из теплого, но неудобного материала. Ребенку просто физически трудно одеть эти вещи) .

4. Собиралась с дочкой на улицу. Дала ей одежду. А сама пошла на кухню.

Через 15 минут вернулась – она не только не оделась, но и все вещи перепутала. В саду одевается сама. Почему так получилось?

(Ребенок нуждается в подробных словесных объяснениях, а возможно и непосредственной помощи, воспитатель в саду проговаривает как, что и в каком порядке надевать. Оставшись один, ребенок растерялся .)

В завершении хочется сказать. Не нужно надеяться на то, что ребенок будет лучше вас или сможет совершить то, что так хотели, но так и не научились делать вы. Не стоит заставлять его учиться делать сразу все. Ваш сын или дочь – не игрушка, а живой человек. Если вы хотите, чтобы малыш стал ответственным помощником для вас, то стоит запастись терпением и быть готовыми к тому, что придется потратить много сил на это. Нельзя забывать, что на все требуется время. Придется вырабатывать такую линию воспитания , которая будет подходить и вам и малышу.

Вот и подошло наше собрание к концу . И хотелось бы как и в начале зачитать вам слова античного философа – Эпиктета : “Из всех творений самое прекрасное -получивший прекрасное воспитание человек . ”

Как помочь ребёнку стать самостоятельным?

Многих родителей, которые задумываются о том, как воспитать самостоятельность у своих детей, в первую очередь волнует так называемая «бытовая» самостоятельность – этоумение кушатьи одеваться, убирать свои игрушки и застилать кровать. Однако самымосновным и сложным является умение самостоятельно принимать решение и нестиответственность за свои действия.

Что нужно делать родителямдля того, чтобы помочь своему ребенку в этом нелегком деле и научить его быть самостоятельным?

Для начала, старайтесь как можно чаще акцентировать внимание ребенкана те ситуации, которыедают ему право самому выбрать, как поступить. Обязательно расскажите о последствиях, которые последуют за его действием: «Ты хочешь разломать машинку и посмотреть, что у нее внутри? Конечно, ты можешь это сделать. Толькопомни, что собрать машинку уже не получится, и ты останешься без машинки. Решай сам!»

Важно следить и поддерживать режим дня малыша. Именно привычка к режиму определяет дальнейшую структуру жизни ребенка, что позволяет ему к концу дошкольного возраста начать учиться планировать свое время.

Вместе с ребенком определите ту область жизни, в которой решения будут приниматься исключительно им самим, и ответственность за последствия он тоже будет нести сам.

Особая рольпри обучении самостоятельности отводится играм. Игра служит хорошим пространством для свободы действий, где можно реализовать модели различных ситуаций, прежде всего это касается сюжетно ролевыхигр,и игр, в которыхнадо придерживаться определенных правил - это могут быть настольные игры или подвижные. Чембольше ребенок играет в подобные игры, тембогаче становиться его опыт самостоятельных действий, что поможет ему в реальной жизни.

Как же быть, если вы видите, что ребенок не склонен к самостоятельной деятельности? Прежде всего – найти причину. Причин может быть много - от обычного нежелания, до боязни сделать что-тоне так. В такой ситуации следует помнить – в любом деле важенположительныйнастрой иправильное выбранное время. Согласитесь, что утро, когда вы спешите на работу, далеко не лучшее время для приученияксамостоятельности. Обычно попытки научить ребенка чему-то «на ходу» заканчиваютсякриком и руганью, что совершенно не допустимо.

Еще одно золотое правило: никогда не высмеивайтеине унижайте своего ребенка, особенно если вы заметили его несамостоятельность в незнакомойобстановке перед чужими людьми. Каждый ребенок индивидуален: некоторымдетям может потребоваться достаточно много времени, чтобы достичь желаемого результата. Будьте уверены – рано или поздно ребеноквсему научится! Вам только надо запастись терпениеми соблюдать определенную тактику поведения.

Методическая разработка родительского собрания «Как научить детей учиться» Классный руководитель 6 класса: Полетаева Г.Л Цель: Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе; интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка. Задачи: - проинформировать родителей о причинах снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся; - определить уровень внимания, которое родители уделяют своему ребёнку; - выработать общие пути подхода к решению возникшей проблемы. Оборудование и материалы: компьютер, презентация, буклеты для родителей, книга для родителей Л. Петрушкиной «Как исправить родительскую двойку» Ход собрания Организационный момент Выступление классного руководителя В наши дни детям приходится усваивать множество информации. Это происходит день за днём и наваливается, как снежный ком. Каждому из нас знакомо выражение: «Ученье – свет». А мне бы ещё хотелось добавить, что учение – благо, оно делает человека мудрее, добрее, богаче и духовно, и материально (что немаловажно в наше время). Однако я соглашусь с В.А. Сухомлинским, утверждавшим, что «из-за того, что учение в нашем обществе стало не только общедоступным, но и обязательным, в глазах многих молодых людей оно перестало быть благом». Более того, для многих ребят оно не только обременительно, но является наказанием, а выполнение домашнего задания – мучением. Как сделать так, чтобы учение стало желанным и привлекательным, как помочь ребёнку в учёбе? Есть категория родителей, которые легкомысленно относятся к тому, как их ребёнок выполняет домашние задания. Обычно контроль за выполнением домашнего задания заканчивается вместе в обучением в начальной школе. Приходится часто слышать подобные фразы: «Зачем его проверять? Взрослый уже, пусть сам думает», «Сейчас другая программа, я ничего в этом не смыслю». Хорошо, если ребёнок сам справляется, а если нет? Психологи уже давно доказали, что ответственный подход детей к выполнению домашнего задания способствует не только обучению, но и развитию навыков, без которых не обойтись не только в школе, но и в жизни: организованность, готовность к решению проблем, внимание, память, умение сформулировать задачу, настойчивость и дисциплинированность. Сколько бы ни было ребёнку лет, он нуждается в родительской помощи. Но как работающие, всегда занятые родители могут помочь? Самая незамысловатая отговорка о собственном незнание материала не повод устраняться от помощи своему ребёнку, особенно, если это старшеклассник. Совсем не обязательно владеть теорией материала, который изучает ваш ребёнок, вы не должны решать за него задачи и делать упражнения. Главное, что вы можете сделать для него – поддержать морально, создать необходимые условия. Одним словом, не самоустраняйтесь в процессе воспитания и обучения своего ребенка. Выполнение школьниками домашних заданий - обязательная часть учебы. Безусловный долг родителей состоит в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. Ребёнок должен испытывать чувство ответственности за то, что он делает, потому что оно является залогом успеха в учебе и жизни. Воспитание чувства ответственности неотделимо от умения доводить начатое дело до конца. Важен ещё один момент. «Прежде всего, в ученике надо видеть человека, а не хранилище знаний, которые надо усваивать, усваивать и усваивать. Знания лишь тогда становятся благом, когда они рождаются из слияния внутренних духовных сил человека и мира, который познаётся… Миссия воспитателя заключается в том, чтобы открыть детям непонятное, пробудить стремление узнать», - думаю, что эти слова В.А. Сухомлинского должны быть адресованы не только учителям, но и родителям. Поэтому если ваш ребёнок не справляется со школьной программой и не делает домашнее задание, не вешайте сразу на него ярлык лодыря и не восклицайте в панике: «Я не знаю, что мне с ним делать». Для начала попытайтесь разобраться в причинах, которые привели к такой ситуации. Среди них могут быть следующие: 1. Объективные трудности, непонимание конкретной темы. Может быть так, что они вытекают из отношений педагога и ребёнка: дети неохотно занимаются предметом (даже если он их интересует) потому, что не симпатизируют преподавателю. В более частых случаях внимание ребёнка отвлечено на посторонние вещи, отсюда – невнимательность при получении новых знаний и невозможность их воспроизвести. 2. Желание привлечь к себе внимание взрослых. В семьях, где родители в бытовой спешке недодают детям элементарного человеческого тепла, это единственный способ привлечь к себе внимание. 3. Избалованность: чрезмерная опека может привести к диктату со стороны ребёнка. 4. Страх неудачи, который мешает ребёнку сосредоточиться. Подобная ситуация складывается, если родители или учитель наказывают ребёнка за неуспехи. Может случится и так, что ребёнок будет связывать наказание с обучением, в результате чего его общеобразовательные знания будут недостаточными. Классный руководитель. Именно активное присутствие родителей в жизни детей даёт последним чувство безопасности и уверенности в себе. Такие дети общительны, находчивы, способные разобраться в различных общественных ситуациях. Если родители чрезмерно требовательны, не дают ребёнку самостоятельности, то дети теряют веру в себя, у них появляется неуверенность, что приводит и к трудностям в отношениях с окружающими, и к трудностям в учёбе. Когда родители вовсе не интересуются жизнью своего ребёнка, вольно или невольно уклоняются от общения с ним, ребёнок может попасть под влияние первых попавшихся «авторитетов», что приведёт к конфликтам в школе, к непониманию дома, к снижению успеваемости и исчезновению интереса к учёбе. Можно сделать вывод, что школа, безусловно, несёт отвественность за воспитание детей, но всё-таки главной воспитывающей средой является семья: именно от отношения родителей и детей зависит поведение ребёнка и, конечно же, желание учиться. Выяснив причины проблемы, нужно искать пути решения. Советы по решаемой проблеме. Нет таблетки, которая вылечила бы все болезни разом. Так же с процессом воспитания. Но безвыходных ситуаций не бывает. Что делать, если заставить ребёнка учится крайне сложно? Нужно найти такую мотивацию, чтобы ребенку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий. Консультируйтесь с учителямипредметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий. Нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши отношения с ним. Философ Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог». Если мы хотим, что бы у наших детей не возникали проблемы с успеваемостью, не появлялось нежелание учиться, то не только учителя, но и родители постоянно должны совершенствовать знания о своем ребенке. Это залог успеха. Они лучше всех знают своего ребенка и скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Только сами родители, подробно проанализировав сложившуюся ситуацию, смогут понять, чем вызвано нежелание учиться. Индивидуальные вопросы классному руководителю. Решение родительского собрания. 1. Родителям проводить больше времени с детьми и совместно с ними разработать программу действий по решению возникших проблем. 2. Поддерживать постоянное сотрудничество родителей, детей и педагогов. Список использованной литературы 1. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М., «Педагогика», 1989. 2. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., «Просвещение», 1991.