Графический роман. Что это такое

graphic novel ), англиц. графическая новелла - один из форматов комиксов . Представляет собой объёмный роман , в котором сюжет передаётся через рисунок, а текст играет вспомогательную роль. Термин часто используется авторами комиксов, чтобы отделить своё творчество от комиксов малого формата, издаваемых периодически.

По содержанию такие произведения обращены чаще всего к взрослой аудитории и накладывают ограничения по возрасту к аудитории (англ. adult content ). Графические романы отличаются от традиционных комиксов и манги не только сюжетом и качеством прорисовки, но также внешним видом и ценой. Издаются обычно в твёрдом переплёте на качественной бумаге, стандарт 46-48 страниц (бывают расхождения в бо́льшую сторону). Также отличием графического романа является то, что зачастую альбом создаёт один человек, максимум трое: сценарист-автор, художник и художник-колорист.

Основа графических романов

Графический роман в Европе

Графический роман в США

Длинное графическое произведение. Ориентировано на более взрослую аудиторию и также отличаются качественным сюжетом и прорисовкой. В США в отличие от Европы некоторые графические романы по объёму не превышают размер комиксов и издаются под мягкой обложкой. Очень популярно издание графических романов по вымышленным вселенным (Звёздные войны , Чужие), а также адаптация популярных фантастических романов (Хроники Амбера , Хоббит , Легенда о Дриззте).

Графический роман в России

В России жанр графического романа всё ещё находится на этапе зарождения. Причины тому, как принято считать [кем? ] , - предрассудки по поводу рисованных историй вследствие относительного позднего входа в общую культуру (во времена СССР рисованные истории считались примитивной забавой с Запада) и отсутствие какого-либо финансирования (на гонорары издательств нельзя жить, нет ни одной стимулирующей премии). Всего их было издано не более десятка. В России также проводятся фестивали

Графические романы – нет, не те, что про супергероев, – это почти как книги, только с картинками. Они подкупают ярким оформлением, нетривиальными сюжетами, умным бекграундом. Мы выбрали 10 произведений, которые точно стоят вашего внимания.

Знаменитый графический роман Алана Мура породил не просто субкультуру, он стал ещё и символом протеста. Главный герой – мятежник в маске Гая Фокса, всегда в тени, у него нет чётких граней, определяющих, добрый персонаж или злой. Он называет себя V, обладает наимощнейшей харизмой и подбивает на восстание сотни тысяч человек, так и оставшись нераскрытым.

Алан Мур создал антиутопию, где рассмотрел политические проблемы Великобритании конца 20-го века, в частности, режим Маргарет Тетчер. Правда, Мур сильно утрирует: отгремела ядерная война, власть захватили злостные фашисты, чтобы как-то бороться с произволом, в их поле зрения периодически попадают члены партии анархистов, во главе которой стоит таинственный V. История заканчивается полным подрывом системы: V и его сподвижники организуют террористический акт, в ходе которого взрывается Парламент.

В 2006 году братья Вачовски сняли по роману одноимённый фильм, однако перенесли действие в будущее – киноверсия мятежника V действует в 2038, а политический контекст подогнан под современность. Алан Мур был сильно недоволен адаптацией своего романа, особенно тем, что главного героя подогнали под шаблон героя, лишив его тем самым своей изюминки.

Людям так запомнился образ Анонима, что по всему миру в производство были запущены маски из фильма, в 2009 году протестующие использовали образ V для того, чтобы выразить своё неудовольствие Парламентом (никаких подрывов, только муляжи), а в Дубае маски вообще были запрещены.

Ещё один классический роман, без которого не обойдётся ни одна подборка. Собственно говоря, это цикл, состоящий из небольших историй, герои которых прыгают из одного сюжета в другой. Но что остаётся неизменным, так это сам город – вечно грязный, развратный, свободный от нравственности. Здесь можно быть тем, кем захочешь, можно играть по своим правилам, однако, если заиграешься, не обессудь: этот мир сотрёт тебя в порошок.

Поклонникам роман известен контрастной рисовкой и использованием конкретного цвета для выделения того или иного персонажа. Другая фишка – чёткий нравственный подтекст. На примере целого мира художник и сценарист показывает, что бывает, если переступить черту.

Всего «Город Грехов» насчитывает 6 романов, три из которых вошли в одноимённый фильм Квентина Тарантино («Трудное прощание», «Резня по высшему классу», «Тот жёлтый ублюдок»), ещё один – «Женщина, за которую стоит убивать», послужил основой для экранизации-продолжения.

Не спешите кидаться помидорами, роман, по которому был снят фильм-мелодрама «Жизнь Адель» – это вовсе не пропаганда, это, прежде всего, песнь о свободе, муках творчества и многогранной любви. Две героини, одна из них представляет разум (в романе её зовут не Адель, а Клементина), а другая – чувства, пытаются объединиться. На какой-то период времени у них это получается, однако затем выясняется, что девушки очень разные. У Клементины есть чёткий жизненный план, она ничего не понимает в искусстве, её родители консервативны, а быть свободной и не опираться на мнение общества – это не для неё. Эмма же – очень яркий и независимый персонаж, тяготеющий к прекрасному и возвышенному. Девушка похожа на порыв свежего ветра, она непредсказуема, резка, эмоциональна и вполне может дать пощёчину обыденным устоям. С головой погружаясь в искусство, она словно отрывается от земли и потому не видит проблем, которые фактически высасывают из Клементины жизнь. В итоге Эмме приходится пожертвовать отношениями ради своей истинной страсти – творчества.


Ещё один драматический роман, но уже на тему пожизненных болезней. Город сталкивает своих героев нечасто – примерно раз в год, однако подобные встречи как раз-таки способствуют сильному чувству, которое разгорается между ними. Позже герой узнаёт, что его возлюбленная и её сын тяжело больны – им диагностировали ВИЧ. Единственное, что держит их на плаву, это небольшие голубые таблетки. Герой принимает действительность, хотя ему очень страшно. Потеряет ли он дорогих людей, сломается ли всё, что так долго строилось?

Роман лишён ярких цветов, выполнен в гротескной манере и отражает жизненные перипетии самого художника. Однако Фредерик держится молодцом, много иронизирует, много задумывается и, в конце концов, проникается такой любовью к персонажам, что роман получается очень тёплым, несмотря на серьёзность темы.

Данный роман представляет собой смесь готики и постапокалипсиса. Мрачные картины, вдумчивый эротизм и общая атмосфера упадничества – на первом месте здесь выступают иллюстрации. Величественные девы-воительницы, полные безнадёжности руины, прекрасные в своём демонизме монстры погружают в атмосферу конца света. На дворе 2038 год, силы Тьмы совсем распоясались, практически полностью уничтожив цивилизацию, и теперь грядёт великая битва на её останках. Среди общего хаоса и беспредела появляется девушка с мечом – та самая Малефик, именем которой назван роман, и пытается спасти то, что осталось от мира.

На данный момент русскому читателю доступна только первая книга цикла – «Апокалипсис», изданная «Азбукой» в 2015 году.

История о мальчике-роботе по имени Тим-21, последнем неистреблённом роботе-компаньоне, за которым охотится вся Галактика. Главная проблема Тима заключается в том, что его ДНК может раскрыть тайну происхождения Пожинателей – так в мире, придуманном Лемиром, называют огромных роботов-захватчиков, которые внезапно появились в Космосе и всех переубивали. Тиму удалось выжить лишь потому, что его планетка не так уж велика и почти не стоит внимания, а сам он всё это время находился в состоянии глубокого сна. После того, как Тим открывает глаза, его вниманию представляются весьма удручающие картины. Маленькому роботу ещё предстоит познать как страшную жестокость врагов, так и верность друзей – в побеге от всего мира ему будут помогать робопёс по кличке Разбойник и робот-шахтёр Бурильщик.

История, которая немного смахивает на «Город Грехов», но главными персонажами в ней являются… животные. Здесь Блэксэдом называют чёрного кота, выступающего в роли детектива, а основой сюжета служат американские детективы и общая политическая обстановка в США 50-х годов прошлого века. Весь антураж типа продажных женщин, невероятного количества алкоголя и кровавых расправ сокращает аудиторию до 18 +. Однако на самом деле история вовсе не про грязь – она про одиночество. Про тот его особый вид, когда понимаешь, что жизнь – это, в общем-то, бессмысленная штука, и, пока она не закончилась, её нужно как-то прожить. Единственный выход из подобного мрака, в котором пребывает Джон Блэксэд – это любовь. Осознание того, что тебя кто-то ждёт. На короткое мгновение сильное чувство расцвечивает жизнь Блэксэда, однако и это проходит. Блэксэд и Наталья расстаются, а через непродолжительное время детектив находит свою возлюбленную мёртвой.

Всего на данный момент существует 5 томов: «Где-то среди теней», «Полярная нация», «Красная душа», «Ад безмолвия» и «Амарилло» .

Именно эта книга известного американского художника и сценариста стала началом эпохи графических романов. Книга объединила в себе 4 произведения: непосредственно сам «Контракт с Богом», «Уличный певец» «Жизненную силу» и «Кукалейн». Это история с глубоким философским смыслом, которая повествует о череде падений и разочарований. Основной мотив произведения – отсутствие Бога в жизни героев. Так, глубоко верующий хасидский еврей Фрим Херш из первой части полностью отрекается от религии после смерти своей падчерицы, стареющая оперная певица и молодой уличный певец взаимопользуются друг другом, в надежде - для одного создать карьеру, а для другой – сохранить её. Героя третьей истории обвиняют в педофилии, а персонажи четвёртой части страдают от сексуального и физического насилия. При этом все герои «Контракта с Богом» связаны общим пространством: в разное время, но все они проживают в съёмной квартире на Капсу-авеню, 55.


Первую часть «Контракта с Богом» автор создал под давлением собственных эмоций – Дочь Айснера умерла, когда ей было 16 лет. Все последующие части в той или иной мере также отражают реальную жизнь художника. Графический роман вышел в 1978 году и создал целую нишу для более глубоких по смыслу комикс-историй, которые невозможно изложить на малом количестве страниц.

Сидни Падуа – «Невероятные приключения Лавлейс и Беббиджа»

Всем, кто любит фантастику, уважает стимпанк и проявляет недюжинный интерес к истории создания компьютера – посвящается. Гениальные создатели паровой компьютерной модели – Ада Лавлейс (она же дочь лорда Байрона) и Чарльз Беббидж предстают в уморительных образах. Их создательница – художница Сиднии Падуа, изначально замышляла небольшой фантастический комикс, посвящённый Аде Лавлейс, однако, выпивая с друзьями в баре, решила, что стоит замахнуться на что-то более масштабное. Не являясь комиксистом, практически ничего не зная о современной технике и уж совсем ничего о викторианской эпохе, Сидни с упоением вчитывалась в биографиии Лавлейс и Беббиджа, разбиралась в идеи создания таинственной Аналитической машины, а потом рисовала этот роман. Автор признаёт, что не все из описанных ею ситуаций стопроцентно правдивы, но замечает, что в большей степени стремилась к созданию размышлений на предложенную тему, чем к серьёзной биографии.


Брайан К. Вон – «Львы Багдада»

Необычайно сильный в эмоциональном плане графический роман от создателя «Саги» повествует о войне в Ираке, во время которой пострадали не только люди, но и животные. В 2003 году одна из сброшенных Америкой бомб разрушила местный зоопарк, в ходе чего звери оказались на улице. История трёх львов, которые, оставшись без дома, всего лишь рытались выжить, но в итоге были застреленны военными, очень задела сценариста, и он придумал сюжет, а Нико Анришон помог истории реализоваться. По сути, этот комикс рассматривает тему жестокости, несправедливости и ужаса войны, а также подкидывает идею для размышления: а не в большей ли степени животные те, кто всю эту заваруху устроил?

Думаете, что комиксы - это исключительно детское развлечение? Вы глубоко ошибаетесь. Биографии, художественные романы и философские теории в графическом изложении. Скучно не будет!

Стэн Ли - легендарный создатель Человека-паука, Железного человека, Тора и многих других супергероев. В своей книге он собрал все известные ему секреты создания комиксов. От себя добавим - не только секреты. Ли рассказывает об истории комикса, пропуская ее через личную историю знакомства с этим видом искусства, и вспоминает о работе над разными героями.

Мы не обещаем, что это издание научит читателей искусству рисования графических историй. Но гарантируем, что познакомиться с нашей книгой будет интересно не только любителям комиксов.



Перед вами история пяти поколений одной семьи киборгов, созданная продюсером, режиссером и писателем Алехандро Ходоровски и иллюстрированная знаменитым художником Хуаном Хименесом.

Мрачная драма развивается на фоне причудливого мира, в котором живут разные цивилизации людей и роботов. По масштабности проект «Метабароны» часто сравнивают с мыльной оперой, по глубине трагедии и причудливости сюжета - со скандинавскими сагами.



Знаменитый роман Филипа К. Дика в графическом исполнении. Теперь история Рика Декарда «ожила» благодаря работе иллюстраторов, и она куда более приближена к литературному оригиналу, чем фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию».



Порой мутанты и супергерои сами нуждаются в поддержке правительства. Для этого во вселенной Marvel существует целая организация «Щ. И. Т.», созданная для борьбы с преступностью. Среди ее агентов в разное время были Халк, Человек-паук и Сокол.

Этот том рассказывает историю борьбы организации с магическими террористами, ради чего представители «Щ. И. Т.» атакуют особняк самого Доктора Стрэнджа! Будет ли Верховный маг Земли мстить или, напротив, поможет изрядно потрепанной команде спасти планету от безмолвной эпидемии?



Графическая биография в стиле нуар, к который Франц Кафка сам дал повод. В своих дневниках писатель не раз планировал собственную смерть, придумывая все более и более изощренные способы. Эти-то записи, а также реальные истории из жизни, и легли в основу нашей книги.

Роман написан так, чтобы пролить свет на странные, замысловатые и пугающие образы в произведениях знаменитого абсурдиста.



Гамбит - один из самых странных персонажей в команде «Людей Икс». Герой-вор, хорошо управляющий своей силой, он постоянно попадает в неприятные и опасные ситуации, но чаще всего выходит сухим из воды. Удастся ли ему это, когда он сам окажется в лапах воровской банды?



Графический роман, созданный по мотивам одного из самых популярных сериалов последних лет. Все те же герои - воины отряда Рагнара Лодброка, все тот же исторический пейзаж, но события фильма и книги не повторяют, а дополняют друг друга. Смотрите, читайте, наслаждайтесь!



Фрида Кало - одна из известнейших художниц прошлого столетия, чьи красочные и экспрессивные автопортреты легко узнаются. Но много ли нам известно о ней самой? Доверьте этому комиксу рассказ о всех трудностях и испытаниях, которые пришлось пережить мексиканской художнице. Автомобильная авария, полиомиелит, брак с Диего Риверой - все это вы найдете на страницах графической биографии.



Как заинтересовать трудами Фридриха Ницше не только студентов философского факультета, но и «простых смертных»? Ответ на этот вопрос нашли преподаватель Университетского колледжа в Лондоне Лоренс Гейн и Пьеро - графический дизайнер, чьи работы дважды попадали в список «Лучшей графической иллюстрации». Результатом работы этого странного тандема стала книга «Ницше в комиксах. Биография, идеи, труды». Здесь вы найдете все, что хотели узнать о знаменитом философе, но боялись спросить. А сотни рисунков сделают ваш процесс познания по-настоящему увлекательным.



Уже больше века роман Брэма Стокера остается одним из самых популярных триллеров в литературе. Его сюжет повторяется во многих других книгах, а также в фильмах и видеоиграх. Кажется, что придумать необычную вариацию произведения Стокера невозможно, но создателям этого графического романа все же удалось удивить своих читателей. «Дракула» не только расскажет о борьбе Джонатана Харкера и Ван Хелсинга против графа-вампира, но и покажет героев такими, какими их видят современные художники.

Термин «графический роман» возник относительно недавно и характеризует поджанр комиксов, нацеленный преимущественно на взрослую аудиторию. Само словосочетание возникло под влиянием Уилла Айснера – известного художника 70-х годов, стремящегося предложить своей аудитории нечто большее, чем традиционные рисованные истории, известные уже на протяжении века.

Яркие примеры современности – и «V значит Vендетта» от Алана Мура , «Мечтают ли андроиды об электроовцах» (переосмысление романа Ф. Дика ) от Тони Паркера и другие представители жанра.

Основные отличия графического романа от комикса:

Ориентированность на аудиторию 16+ и даже 18+, обилие жестокости, наличие сексуальных сцен;
Сложный, комплексный, многогранный сюжет, раскрывающийся постепенно и предполагающий повторное прочитывание;
Своеобразная, порой мрачная рисовка. Обратите внимание на «Маус» и другие, сразу будет понятно.

Авторы комиксов относятся к таким терминологиям по-разному. Например, Нил Гейман заявил, что считает свои произведения классическими комиксами, хотя его цикл «Песочный человек» выходит за рамки обычных историй в духе Marvel и DC . Если вам 18, 25, 30, даже 50 лет, то выбирая себе рисованную историю в магазине или в Сети, обратите внимание на приписку «графический роман» и возрастной рейтинг.

С учётом того, что бумажная литература постоянно теряет тиражи, магазины закупают в основном качественные и хитовые произведения, поэтому найти для себя подходящее чтиво для знакомства с жанром не сложно.

В России жанр графического романа всё ещё находится на этапе зарождения. Причины тому, как принято считать, - предрассудки по поводу рисованных историй вследствие относительного позднего входа в общую культуру (во времена СССР рисованные истории считались примитивной забавой с Запада) и отсутствие какого-либо финансирования (на гонорары издательств нельзя жить, нет ни одной стимулирующей премии). Всего их было издано не более десятка. В России также проводятся фестивали комиксов и графических романов, крупнейший из которых - КомМиссия . В Петербурге с 2006 года каждую осень проходит фестиваль Бумфест , в рамках которого устраиваются встречи с известными авторами комиксов, ретроспективные и актуальные выставки как российских, так и зарубежных авторов.

  • Аскольд Акишин («Моя комикс-биография», «Лес»)
  • Иван Ешуков («Боровицкий»)
  • Елена Воронович, Андрей Ткаленко («Стерва»)
  • Егор Ветлугин, Николай Писарев («Предметы»)
  • Роман Сурженко («Велеслав»)

Напишите отзыв о статье "Графический роман"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Графический роман

Князь Андрей шел за ней с учтивым и грустным выражением.
– Ты постарел, Тихон, – сказал он, проходя, старику, целовавшему его руку.
Перед комнатою, в которой слышны были клавикорды, из боковой двери выскочила хорошенькая белокурая француженка.
M lle Bourienne казалась обезумевшею от восторга.
– Ah! quel bonheur pour la princesse, – заговорила она. – Enfin! Il faut que je la previenne. [Ах, какая радость для княжны! Наконец! Надо ее предупредить.]
– Non, non, de grace… Vous etes m lle Bourienne, je vous connais deja par l"amitie que vous рorte ma belle soeur, – говорила княгиня, целуясь с француженкой. – Elle ne nous attend рas? [Нет, нет, пожалуйста… Вы мамзель Бурьен; я уже знакома с вами по той дружбе, какую имеет к вам моя невестка. Она не ожидает нас?]
Они подошли к двери диванной, из которой слышался опять и опять повторяемый пассаж. Князь Андрей остановился и поморщился, как будто ожидая чего то неприятного.
Княгиня вошла. Пассаж оборвался на середине; послышался крик, тяжелые ступни княжны Марьи и звуки поцелуев. Когда князь Андрей вошел, княжна и княгиня, только раз на короткое время видевшиеся во время свадьбы князя Андрея, обхватившись руками, крепко прижимались губами к тем местам, на которые попали в первую минуту. M lle Bourienne стояла около них, прижав руки к сердцу и набожно улыбаясь, очевидно столько же готовая заплакать, сколько и засмеяться.
Князь Андрей пожал плечами и поморщился, как морщатся любители музыки, услышав фальшивую ноту. Обе женщины отпустили друг друга; потом опять, как будто боясь опоздать, схватили друг друга за руки, стали целовать и отрывать руки и потом опять стали целовать друг друга в лицо, и совершенно неожиданно для князя Андрея обе заплакали и опять стали целоваться. M lle Bourienne тоже заплакала. Князю Андрею было, очевидно, неловко; но для двух женщин казалось так естественно, что они плакали; казалось, они и не предполагали, чтобы могло иначе совершиться это свидание.
– Ah! chere!…Ah! Marieie!… – вдруг заговорили обе женщины и засмеялись. – J"ai reve сette nuit … – Vous ne nous attendez donc pas?… Ah! Marieie,vous avez maigri… – Et vous avez repris… [Ах, милая!… Ах, Мари!… – А я видела во сне. – Так вы нас не ожидали?… Ах, Мари, вы так похудели. – А вы так пополнели…]
– J"ai tout de suite reconnu madame la princesse, [Я тотчас узнала княгиню,] – вставила m lle Бурьен.
– Et moi qui ne me doutais pas!… – восклицала княжна Марья. – Ah! Andre, je ne vous voyais pas. [А я не подозревала!… Ах, Andre, я и не видела тебя.]
Князь Андрей поцеловался с сестрою рука в руку и сказал ей, что она такая же pleurienicheuse, [плакса,] как всегда была. Княжна Марья повернулась к брату, и сквозь слезы любовный, теплый и кроткий взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на лице князя Андрея.