Давид и голиаф кто победил. Так кто же победил Голиафа

Новак Евгения

Давид и Голиаф

Краткое содержание мифа

Микеланджело
Статуя Давида. 1501-1504
Академия изящных искусств
Флоренция

Давид — одна из величайших личностей еврейской истории. Библия повествует о нем более подробно, чем о какой-либо другой исторической личности, за исключением Моисея. Давид объединил разрозненные израильские племена в единый народ и превратил царство Израиля в могущественное государство.

Давид был вторым царем Израиля. Он являлся младшим сыном Иессея - вифлеемлянина из колена Иуды. Давид царствовал 40 лет (ок. 1005 — 965 до н. э.): семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи, затем 33 года — царём объединенного царства Израиля и Иудеи.

Один из самых известных эпизодов Ветхого Завета - это история Давида и Голиафа. Библия рассказывает, что Давид со своей семьей жил в городе Вифлееме, к югу от Иерусалима. Он был младшим из восьми сыновей. Трое его старших братьев сражались в армии царя Саула, а Давид пас овец своего отца на полях Вифлеема. Он был прилежным пастухом и делал все, чтоб уберечь свое стадо.

В то время народ Израиля вел войну против филистимлян. Среди воинов филистимлян было много гигантов. Самым мощным и сильным из них был трехметровый Голиаф, вселявший страх в сердца всех солдат царя Саула. А тогда существовал обычай: когда два войска сходились для битвы, из каждого из них выходил один солдат и они устраивали честный поединок. В таких поединках Голиаф уже поразил многих лучших воинов Саула.

Отец велел Давиду каждый день носить братьям пищу и воду, а потом возвращаться домой и рассказывать, что происходит на поле боя.

Однажды Давид вошел в лагерь царя Саула и услышал крики Голиафа. Он спросил братьев, кто это так громко кричит, и они рассказали ему о гиганте.

Давид знал, что Господь хранит его. Поэтому он отправился к царю Саулу и заявил, что сможет поразить великана.

Царь Саул рассмеялся и ответил:

Ты не сможешь победить этого человека, Давид. Ты очень молод и никогда не воевал, а Голиаф учился быть воином много лет.

Давид ответил:

Я пас овец моего отца, и когда медведь или лев хотели утащить ягненка, я устремлялся в погоню и убивал их. Господь хранил меня от диких зверей, Он сохранит меня и от руки этого филистимлянина.

Храбрость юноши впечатлила Саула и он сказал:

Прекрасно, но позволь мне дать тебе оружие, чтобы у тебя был хотя бы шанс на спасение.

Царь одел Давида в тяжелую металлическую кольчугу и шлем, дал ему прочный щит и огромный меч. Но Давид не привык к военным доспехам и чувствовал себя в них неудобно. Он поблагодарил Саула за помощь и сказал:

Если мне суждено победить Голиафа, то я должен это сделать по-своему. Господь хранил меня ото льва и медведя, Он сохранит меня и сейчас. Я верую в Него, и ничего другого мне не нужно.

Он снял кольчугу и шлем, положил на землю щит и меч. Потом взял свой деревянный посох и пращу, подобрал с земли пять гладких круглых камней и осторожно положил их в свой пастуший мешок.

Завидев Давида, великан Голиаф разразился смехом:

Ты меня оскорбил! Разве я пес тебе, чтобы подходить ко мне с камнями и палкой!

Давид ответил:

Ты можешь искать помощи у меча и копья, но у меня есть вера - а ее сила непобедима.

С этими словами Давид вытащил из сумки гладкий круглый камень, положил его в пращу, отвел назад руку и выпустил камень. Камень поразил Голиафа в лоб, и гигант с ужасным грохотом упал навзничь. Давид быстро подбежал к поверженному врагу, выхватил меч и отрубил ему голову.

Увидев, что случилось с их героем, филистимляне обратились в бегство, но солдаты царя Саула, вдохновленные храбростью Давида, кинулись в погоню и разгромили вражеское войско.

Образы и символы мифа

Караваджо. Давид с головой Голиафа
1606-1607. Галерея Боргезе, Рим

Давид - это один из самых ярких образов во всем Ветхом Завете. Он воплощает в себе образ храброго и уверенного в своих силах война. Давид является образом идеального властителя. Согласно еврейскому преданию, из рода Давида выйдет Мессия. Со временем образ Давида приобретает черты бессмертного царя-спасителя. Вечным представляется и «град Давидов» (Иерусалим) как место будущего избавления народа. В духе богословского толкования ветхозаветных персонажей Давид оказывается «прообразом», «типом», т. е. предшествующим воплощением Иисуса Христа, а эпизоды жизни Давида истолковываются как спасительные деяния Иисуса.

Безусловно, образ Давида сопровождается символами, среди которых - праща и камни . Они символизируют веру в Господа Бога, благодаря которой Давид одолел гиганта. Также символом в этом библейском сюжете является отрубленная голова Голиафа, которая воплощает в себе победу добра над злом.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Тициан. Давид и Голиаф. 1542-1544
Собор Санта-Мария дела Салюте, Венеция

Давиду посвящено немало произведений искусства разных эпох и поколений. Наиболее популярно изображение Давида как победителя Голиафа. Его образ использовался в пластике раннехристианских саркофагов, росписях в римских катакомбах, скульптуре собора в Реймсе (13 в). К образу Давида обращались крупнейшие мастера скульптуры (Донателло, Бернини, Микеланджело), а также великие живописцы (Тициан, А. Поллайоло, Караваджо, Г. Рени, Гверчино, Н. Пуссен, Рембрант и др.). В художественной литературе сюжету поединка Давида с Голиафом посвящён ряд произведений. В том числе и стихотворение А.С. Пушкина:

Певец-Давид был ростом мал,

Но повалил же Голиафа,

Который был и генерал,

И, побожусь, не ниже графа.

В числе произведений 20 века - драма А. Пауля "Давид и Голиаф" и роман французского писателя Жеральда Мессадье «Царь Давид».

Среди композиторов, обращавшихся к истории Давида в 15-17 веках, - Жоскен де Пре, Г. Шюц. В числе произведений 18-19 вв. - оперы М. А. Шарпантье "Давид и Ионафан", А. Кальдара "Кающийся Давид ", Н. Порпоры "Давид и Вирсавия", П. А. Гульельми "Триумф Давида ", оратории К. А. Вадиа, Моцарта, Н. Цингарелли, кантата Ж. Визе "Давид ". Наиболее значительные из произведений 20 века - симфоническая поэма Й. Вагенара "Саул и Давид ", оратория А. Онеггера "Давид ", симфония М. Авидома "Давид ", оперы Л. Кортезе "Давид , царь-пастух" и Д. Мийо "Давид ". В 19-20 вв. музыку на тексты псалмов создавали Ф. Мендельсон-Бартольди, Ф. Шуберт, И. Брамс, Ф. Лист, А. Брукнер, М. Регер, И. Ф. Стравинский ("Симфония псалмов"), А. Шёнберг и другие композиторы.

Социальное значение мифа

Бернини. Давид. 1623
Галерея Боргезе, Рим

Многим была известна история о Давиде и Голиафе. Эта одно из древнейших повествований, которое чаще других повторяется в Библии. Эту историю часто рассказывали, чтобы показать пример того, как слабый, но храбрый войн одолел сильного врага.

Победа над великаном Голиафом превратила Давида в типологический прообраз Иисуса, который поборол дьявола. Поединок с грозным великаном рассматривался как поединок Христа с антихристом. Вера в "сына Давидова" Иисуса стала центральным моментом христианства.

По еврейской традиции считалось, что из рода Давида должен прийти Мессия, который преобразит мир насилия и эгоизма в мир, где не будет войн, и вся земля наполнится любовью к Богу и к людям.

Древние сказания часто обретали сугубо современный и не связанный с религиозной символикой смысл. Так было и в ренессансной Флоренции. Для флорентийцев Давид стал национальным героем. В юном победителе Голиафа они видели символ своего города, который отстаивал независимость в борьбе с могущественными соседями.

И, несомненно, что сегодня для всех нас эта история является примером храбрости и огромной уверенности в своих силах во всех трудных периодах жизни.

Однажды филистимляне собрали свои войска против израильского народа. Израильтяне под предводительством царя Саула тоже приготовились к войне, расположившись на горе, напротив филистимлянских войск. Трое старших братьев Давида пошли с войсками Саула. Через некоторое время отец послал Давида в израильский стан отнести хлеб для братьев и узнать об их нуждах и о здоровье. Когда Давид пришел к израильским войскам, то он, пробравшись к братьям, вдруг увидел громадного ростом филистимлянина, по имени Голиаф, одетого в медную броню, шлем и держащего огромное копье и щит. Голиаф смеялся над народом Божиим, поносил живого Бога и говорил, что если кто-нибудь из израильтян победит его, то филистимляне будут их рабами. Однако никто из израильского стана не решался выйти сразиться с Голиафом, страшась и ужасаясь его вида. Давид, услышав, как Голиаф поносит живого Бога и воинство израильтян, подошел к Саулу с просьбой разрешить ему сразиться с Голиафом. Саул сказал ему: "…Ты еще юноша, а он воин от юности своей". Но Давид рассказал Саулу, как Бог помогал ему в борьбе со львами и медведями, когда он пас овец. Тогда Саул позволил ему сразиться и одел его в броню и медный шлем. Но Давид не привык к такому вооружению. Он снял его с себя, взял свой посох в руку, выбрал пять гладких камней из ручья, положил их в пастушескую сумку и выступил против филистимлянина. Голиаф, увидев идущего к нему Давида, стал смеяться над ним, говоря: "Что ты идешь на меня с палкою? Разве я собака?" Давид ответил ему: "Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа. Бога воинств Израильских, которые ты поносил". Затем Давид опустил руку в свою пастушескую сумку, достал оттуда камень, бросил его из пращи и поразил Голиафа так, что камень попал Голиафу прямо в лоб и тот замертво упал на землю. Филистимляне, увидев, что их силач погиб, стали разбегаться, а израильское войско одержало над ними победу.

  • ← Пастушок Давид – будущий царь
  • Пастушок Давид – будущий царь →

Размещено на сайте Библия Онлайн с разрешения правообладателя.

Наличие разрешение у Библии Онлайн, не означает, что вы можете свободно брать и копировать текст, изображения и другую информацию для использования в собственных проектах, без разрешения правообладателя.За получением разрешения, вам необходимо самостоятельно обращаться к владельцу прав.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, не являются авторами Детской Библии и могут частично или вовсе не разделять изложенный в ней взгляд. По вопросам содержимого, соответствия Библейскому вероучению, и другим вопросам необходимо обращаться к авторам.

Давид - одна из величайших личностей еврейской истории. Библия повествует о нем более подробно, чем о какой-либо другой исторической личности, за исключением Моисея. Давид объединил разрозненные израильские племена в единый народ и превратил царство Израиля в могущественное государство.

Давид был вторым царем Израиля. Он являлся младшим сыном Иессея — вифлеемлянина из колена Иуды. Давид царствовал 40 лет (ок. 1005 - 965 до н. э.): семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи, затем 33 года - царём объединенного царства Израиля и Иудеи.

Один из самых известных эпизодов Ветхого Завета — это история Давида и Голиафа. Библия рассказывает, что Давид со своей семьей жил в городе Вифлееме, к югу от Иерусалима. Он был младшим из восьми сыновей. Трое его старших братьев сражались в армии царя Саула, а Давид пас овец своего отца на полях Вифлеема. Он был прилежным пастухом и делал все, чтоб уберечь свое стадо.

В то время народ Израиля вел войну против филистимлян. Среди воинов филистимлян было много гигантов. Самым мощным и сильным из них был трехметровый Голиаф, вселявший страх в сердца всех солдат царя Саула. А тогда существовал обычай: когда два войска сходились для битвы, из каждого из них выходил один солдат и они устраивали честный поединок. В таких поединках Голиаф уже поразил многих лучших воинов Саула.

Отец велел Давиду каждый день носить братьям пищу и воду, а потом возвращаться домой и рассказывать, что происходит на поле боя.

Однажды Давид вошел в лагерь царя Саула и услышал крики Голиафа. Он спросил братьев, кто это так громко кричит, и они рассказали ему о гиганте.

Давид знал, что Господь хранит его. Поэтому он отправился к царю Саулу и заявил, что сможет поразить великана.

Царь Саул рассмеялся и ответил:

— Ты не сможешь победить этого человека, Давид. Ты очень молод и никогда не воевал, а Голиаф учился быть воином много лет.

Давид ответил:

— Я пас овец моего отца, и когда медведь или лев хотели утащить ягненка, я устремлялся в погоню и убивал их. Господь хранил меня от диких зверей, Он сохранит меня и от руки этого филистимлянина.

Храбрость юноши впечатлила Саула и он сказал:

— Прекрасно, но позволь мне дать тебе оружие, чтобы у тебя был хотя бы шанс на спасение.

Царь одел Давида в тяжелую металлическую кольчугу и шлем, дал ему прочный щит и огромный меч. Но Давид не привык к военным доспехам и чувствовал себя в них неудобно. Он поблагодарил Саула за помощь и сказал:

— Если мне суждено победить Голиафа, то я должен это сделать по-своему. Господь хранил меня ото льва и медведя, Он сохранит меня и сейчас. Я верую в Него, и ничего другого мне не нужно.

Он снял кольчугу и шлем, положил на землю щит и меч. Потом взял свой деревянный посох и пращу, подобрал с земли пять гладких круглых камней и осторожно положил их в свой пастуший мешок.

Завидев Давида, великан Голиаф разразился смехом:

— Ты меня оскорбил! Разве я пес тебе, чтобы подходить ко мне с камнями и палкой!

Давид ответил:

— Ты можешь искать помощи у меча и копья, но у меня есть вера – а ее сила непобедима.

С этими словами Давид вытащил из сумки гладкий круглый камень, положил его в пращу, отвел назад руку и выпустил камень. Камень поразил Голиафа в лоб, и гигант с ужасным грохотом упал навзничь. Давид быстро подбежал к поверженному врагу, выхватил меч и отрубил ему голову.

Увидев, что случилось с их героем, филистимляне обратились в бегство, но солдаты царя Саула, вдохновленные храбростью Давида, кинулись в погоню и разгромили вражеское войско.

Эта история известна, как Давид и Голиаф . Началась она с того, что Бог приказал Самуилу помазать нового царя - одного из семерых сыновей некоего Иессея Вифлиемлянина. Самуил взял рог с елеем и отправился в город Вифлием. Увидев старшего сына Иессея, Самуил решил, что это и есть избранник Божий, но Бог сказал: "Не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце". Так же были отвергнуты еще пятеро сыновей Иессея, и лишь когда привели самого младшего, Давида, Господь сказал: "Встань, помажь его, ибо это он".

Помазание нового царя некоторое время сохранялось в тайне, и над Израилем по-прежнему царствовал Саул. Лишившись поддержки Самуила, чувствуя, что отвергнут Богом, Саул впал в жестокую меланхолию, "возмущал его злой дух".

В то время верили в целительную силу музыки, и царедворцы Саула стали искать искусного музыканта. Случилось так, что их выбор пал на Давида, славившегося своим умением играть на арфе. Давида доставили в царский дворец, и с тех пор, когда Саула начинала терзать тоска, "Давид, взяв гусли, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и злой дух отступал от него".

В это время возобновилась война с филистимлянами. Саул во главе войска отправился сражаться, а Давид, будучи еще слишком юным, чтобы воевать, вернулся к своему отцу. "И стали филистимляне на горе с одной стороны, а израильтяне на горе с другой стороны, а между ними была долина".

Из рядов филистимлян выступил могучий боец, великан Голиаф, и крикнул израильтянам: "Выберите у себя человека, и пусть сойдет ко мне. Если он может сразиться со мною и убьет меня, то мы будем вашими рабами; если же я одолею его и убью его, то вы будете нашими рабами и будете служить нам!"

Услышав вызов великана, израильтяне "очень испугались и ужаснулись". Царь Саул пообещал богатую награду и свою дочь в жены тому, кто сразится с Голиафом, но никто не решился вступить в единоборство. Никто не мог тогда предположить, что в поединке должны сойтись два неравных противника - Давид и Голиаф, молодой пастух и опытный воин трехметрового роста.

В израильском войске находились старшие братья Давида. Однажды отец сказал ему: "Возьми для братьев своих ефу (мера сыпучих тел - около 52 литров) сушеных фруктов и десять этих хлебов и отнеси поскорее в стан к твоим братьям". Давид взял ношу и отправился в расположение израильских войск. Он повидался с братьями, передал им отцовские гостинцы, а братья рассказали ему о вызове Голиафа. Давид пошел к Саулу и сказал: "Раб твой пойдет и сразится с этим филистимлянином". Саул стал отговаривать Давида от безрассудного намерения, но юноша сказал, что когда он пас стада своего отца, то не раз защищал овец от львов и медведей, и что Господь, помогавший ему побеждать хищных зверей, поможет победить и Голиафа.

Давиду принесли оружие и доспехи, но они оказались слишком тяжелыми для него. Давид сказал: "Я не могу ходить в этом; я не привык". Он взял пастушеский посох, пращу и пять гладких камней, которые подобрал на дне ручья, и вышел на бой с ужасным великаном.

Когда Давид и Голиаф оказались друг против друга, филистимлянин встретил юношу пренебрежительной фразой: "Что ты идешь на меня с палкой и с камнями? Разве я собака?"

Давид же отвечал: "Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа". Он вложил в пращу камень - и метнул прямо в лоб великану. Оглушенный молниеносным ударом великан упал, а Давид быстро подбежал к нему и его же мечом отсек Голиафу голову. Видя поражение своего силача, филистимляне обратились в бегство.

Победа над Голиафом прославила Давида на всю страну. Саул, несмотря на молодость Давида, назначил его военачальником и выдал за него замуж свою дочь Мелхолу. Давид одержал много военных побед, и вскоре его слава затмила славу самого Саула. В народе говорили: "Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч".

Давид и Саул

Саул начал завидовать Давиду и постепенно возненавидел его. Кроме того, до Саула стали доходить слухи, что пророк Самуил тайно помазал Давида на царство. Оскорбленная гордость, страх и подозрения довели Саула почти до безумия. "Напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался в доме своем".

Однажды Давид, как в прежние времена, пришел к Саулу, чтобы поиграть ему на арфе, но Саул метнул в Давида копье, от которого тот едва успел увернуться. Вскоре Саул отправил Давида в опасный поход против филистимлян, надеясь, что тот погибнет. Но Давид вернулся с победой, еще больше упрочившей его славу. Тогда Саул решил подослать к Давиду убийц. Об этом стало известно сыну Саула, Ионафану. Рискуя навлечь на себя гнев отца, он предупредил о грозящей опасности свою сестру Мелхолу, жену Давида.

Мелхола сказала Давиду: "Если ты не спасешь души твоей в эту ночь, то завтра будешь убит". Давид бежал через окно, а Мелхола уложила в постель куклу, прикрыв ее одеждой Давида.

Когда утром слуги Саула пришли за Давидом, Мелхола сказала, что ее муж болен и не может встать с постели. Слуги доложили об этом Саулу, и тот приказал: "Принесите его ко мне на постели, чтобы убить его". Обман раскрылся, и Мелхола едва избегла наказания, заверив отца, что Давид угрозами вынудил ее помочь ему.

Ионафан попытался поговорить с отцом, взывая к чувству справедливости: "Да не грешит царь против раба своего Давида, ибо он ничем не согрешил против тебя, и дела его весьма полезны для тебя". Но Саул не желал слушать разумных доводов и лишь разгневался на Ионафана: "Сын негодный и непокорный! Разве я не знаю, что ты подружился с сыном Иесеевым на срам себе?" - и приказал снарядить погоню за Давидом.

Давид ожидал Ионафана в условленном месте. Ионафан, опередив погоню, посоветовал Давиду бежать подальше от Саула и найти себе надежное убежище. Друзья обнялись со слезами, "и встал Давид и пошел, а Ионафан возвратился в город".

Давид поселился в горах. Вскоре "собрались к нему все притесненные и все должники, и все огорченные душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек". Узнав об этом, Саул начал с Давидом настоящую войну. Он "взял три тысячи отборных мужей из всего Израиля, и пошел искать Давида и людей его по горам, где живут серны". Но Давид был неуловим.

Однажды Саул зашел "для нужды" в темную пещеру. Как раз в этой пещере скрывался Давид со своими людьми. Разбойники хотели убить царя, но Давид удержал их, сказав: "Да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню". При этом он незаметно отрезал край плаща Саула.

Когда Саул покинул пещеру, Давид закричал ему вслед: "Господин мой, царь! Посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил. Узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя, а ты ищешь души моей, чтобы отнять ее". Саул оценил великодушие Давида и сказал: "Ты правее меня, ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом". Но преследований не прекратил.

Собственный бизнес - с чего начать

Люди делятся на два типа: те, кто работают в найме, и те, кто ищут себя в предпринимательстве...

Эней и Дидона - царица Карфагена

Тепло и гостеприимно встретила царица Дидона странствующих путников. Особенно поразил внимание царицы герой Эней. Своей мужественной красотой...

Вроде бы этот относительно небольшой эпизод был поднят атеистами и скептиками, как знамя для высмеивания Библии, в которой сообщалось о гиганте и победе над ним мальчишки, причём ещё и с помощью камня.

Долгое время учёные высмеивали и само имя Голиаф, утверждая, что подобного имени вообще никогда не существовало. Сегодня же даже самые скептически настроенные к этой истории учёные пишут, что “само имя филистимского великана, напоминающее некоторые балканские топонимы, создаёт впечатление подлинности” [Циркин. Указ. соч. С. 142]. Историчность Голиафа и поединка между ним и Давидом в деталях подтверждает римский историк Иосиф Флавий.

Когда в июле 1996 года в долине Эла, вблизи Иудейских гор, археологом, доктором Саймоном Дором был обнаружен скелет более трёхметровой длины, во лбу черепа которого находился камень, от удара которым и погиб этот великан. Удивлённые и пораженные археологи сразу же вспомнили библейский рассказ о Голиафе и поняли, что перед ними, видимо, лежит именно его скелет.

Ибо, во-первых, совпали огромные размеры найденного скелета с размерами, упомянутыми в Библии; во-вторых, место находки соответствует району битвы между Давидом и Голиафом; в-третьих, камень во лбу исполина полностью согласуется с библейским описанием причины гибели Голиафа; в-четвёртых, голова была отделена от туловища, что так же согласуется с библейским сообщением; и, наконец, в-пятых, после долгих лабораторных исследований было установлено, что возраст костей примерно составляет 2900-3000 лет, что также соответствует библейской хронологии данной битвы [Тайны XX века. №6(39). 2000. Март]. Дело в том, как это показано сегодня многими учеными на нашей земле, в древности обитали люди очень высокого роста, составлявшие целые племена

Историчность Голиафа - Скелет Голиафа

Историчность Голиафа и поединка между ним и Давидом в деталях подтверждает римский историк Иосиф Флавий. Вот что он пишет об этом: “И вот однажды из лагеря филистимлян вышел исполинского роста человек по имени Голиаф, из города Гитты. Ростом он был четырёх аршин с половиною и вооружение его вполне соответствовало его исполинским размерам: так, например, на нем был панцирь весом в пять тысяч сиклов; шлем и медные поножи его также соответствовали размерам такого огромного человека; копьё его не представляло собой легкой игрушки в правой руке, но по тяжести своей всегда лежало у него на плече, один наконечник его был весом в шестьсот сиклов.

За Голиафом следовала толпа оруженосцев. Затем Голиаф, став между обоими лагерями и обратившись к Саулу и евреям, закричал громким голосом: „Я готов освободить вас от необходимости биться в бою и подвергать себя опасностям. К чему вашему войску сходиться с нашим и терпеть урон? Выставьте из среды себя человека, который бы взялся сразиться со мною, и пусть будет ускорен конец войны победою одного из нас: та сторона, на которой окажется победитель, пусть будет признана повелительницею противной стороны…“ Сказав это исполин вернулся назад в свой лагерь.

На следующий день он опять вышел из своего стана и вновь обратился к евреям с той же речью… Между тем обе стороны готовились к бою… ” [Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 1. Книга 6. Глава 9, 1. С. 291]. “Однажды [Давиду] пришлось по поручению отца отправиться в еврейский лагерь, чтобы доставить братьям съестных припасов и узнать, что они поделывают. В то время Голиаф как раз опять вышел со своим вызовом на единоборство и стал поносить евреев, среди которых не находится храбреца, решившегося бы вступить с ним в бой.

Когда Давид, в то время разговаривавший с братьями и передававший им поручения отца, услышал, как филистимлянин поносит еврейское войско и укоряет его в трусости, он страшно рассердился и заявил своим братьям о своей готовности вступить с врагом в единоборство. На это старший из братьев, Елиав, закричал на него, что это, при его молодости, было бы безумною смелостью, и велел ему немедленно вернуться назад к стадам и отцу. Боясь брата, Давид собрался уходить к отцу, но при этом заявил нескольким воинам о своем желании принять вызов на бой. Когда последние тотчас донесли об этом желании юноши Саулу, царь немедленно послал за ним и на расспросы свои получил от Давида ответ: „Не падай, царь, духом и не сомневайся, мне удастся отнять у врага его самомнение, вступив с ним в бой и поразив огромного исполина.

Тогда он навлечет на себя насмешки, твое же войско покроет великая слава, когда Голиафу придется пасть от руки не человека, уже испытанного в бою и знакомого с военным делом, но от мальчика моего возраста, по которому я кажусь вам еще ребенком“. Хотя Саул и выразил удивление по поводу смелости и бесстрашия юноши, однако он не рассчитывал на него вследствие его молодости, считая его слишком слабым для такого боя. Когда он сказал Давиду об этих своих сомнениях, последний ответил: „Обещание свое я исполню, почерпая смелость в уповании на Господа Бога, который поддержит меня и помощь которого я уже раз испытал на себе. Дело в том, что когда однажды лев напал на мои стада и утащил у меня овцу, то я погнался за ним, настиг его, вырвал у него из пасти овцу и, когда он бросился на меня, схватил его за хвост, повалил на землю и умертвил зверя.


То же самое я сделал в другой раз и с напавшим на меня медведем. И так как этого врага, который теперь так поносит наше войско и глумится над Богом нашим, нельзя считать сильнее тех диких зверей, то я и теперь уповаю на Господа Бога, который даст мне возможность осилить его“. Ввиду такого мужества и бесстрашия юноши Саул призвал на него благословение Божие, пожелал ему удачи и отпустил со словами: „Ну, вступай в бой“ . Вместе с тем он сам облек его в свой панцирь, дал ему свой меч и надел на него свой собственный шлем.

Но так как Давид не занимался раньше военными упражнениями и не умел носить оружия, то его стесняла тяжесть вооружения, и он сказал: „Царь! Эти военные украшения принадлежат тебе, и ты один можешь носить их; позволь поэтому мне, рабу твоему, сразиться, как это мне будет удобно“. С этими словами он снял с себя все вооружение, схватил дубину, сунул в свою пастушескую суму пять подобранных в ближайшем ручье камней, взял в правую руку пращу свою и с этим вышел на бой с Голиафом. Последний же, увидев такого врага, стал глумиться над ним и говорить, что с таким оружием, как у Давида, бьются обыкновенно не с людьми, а отгоняют от себя собак. Не считает ли Давид поэтому и его за собаку? На это Давид отвечал, что считает его не собакою, но еще гораздо более низким существом.

Это привело Голиафа в ярость, он стал изрыгать против него целый поток проклятий и грозно призывать в свидетели своего бога, чтобы изрубить его в мелкие куски и бросить их на пищу зверям и птицам . На это Давид возразил: „Ты вот выходишь на меня, вооруженный мечом, копьем и панцирем, тогда как моим единственным оружием является Господь Бог, который нашими руками уничтожит как тебя самого, так и все ваше войско: я еще сегодня отрублю тебе голову и брошу твой труп на съедение родственникам твоим, псам, и тогда все узнают, что Предвечный наш оплот и наша сила и что всякая мощь и всякое оружие оказываются ничтожными, если нет поддержки со стороны Господа Бога“.

Тогда филистимлянин, не имевший, благодаря тяжести своего вооружения, возможности двигаться свободно и быстро наступать на врага, медленно двинулся на Давида, глумясь над ним и рассчитывая без труда уложить безоружного и в то же время столь юного противника. Давид же вышел ему навстречу под охраной невидимого для врага союзника, самого Господа Бога. Затем он вынул из своей сумки один из положенных туда речных валунов, метнул им из пращи в Голиафа и попал ему прямо в лоб, так что камень пробил череп и проник до самого мозга. Голиаф тотчас упал навзничь. Давид быстро приблизился к лежавшему на земле врагу и, за неимением собственного меча, отрубил голову мечом исполина.

Смерть Голиафа вызвала смятение среди филистимлян , и они бросились бежать, потому что, когда они увидели падение своего славнейшего воина, то потеряли всякую надежду на победу и в ужасе уже более не хотели выжидать нападения евреев, пытаясь избежать угрожающей опасности путем постыдного, беспорядочного бегства. Саул же и все еврейское войско с военным кликом ударили на врагов, перерезали множество их и преследовали остальных до пределов Гитты и ворот Аскалона. Таким образом из числа филистимлян пало до тридцати тысяч человек, а вдвое большее количество их было ранено. Саул вернулся затем к стану неприятелей, совершенно разграбил его и поджег, тогда как Давид отнес голову Голиафа в свой шатер, а меч его посвятил Господу Богу” [Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 1. Книга 6. Глава 9, 3-5. С. 292-294].

Археологи и Историки полагают, что Давид либо войны через время отнесли голову обратно. Голова Голиафа было огромной и ходить с ней было-бы проблематично и тем более в таком жарком климате, где разлагающий процесс начинается довольно быстро.

По материалам сайта-